Что лежит в основе поведения организма. Что лежит в основе активной организации поведения и действий живого организма? Физиологические основы поведения: рефлексы

Наклеивание

Поведение и деятельность человека является основным фактором, определяющим условия существования нашей планеты. С одной стороны, они являются причиной глубоких, часто негативных и необратимых, преобразований жизни людей и всего, что их окружает. С другой стороны – причиной возникновения и развития культуры, меняющей условия этой жизни к лучшему. Это вызывает необходимость исследований, позволяющих прогнозировать последствия тех или иных способов организации поведения и деятельности человека и создавать предпосылки возникновения оптимальных форм его взаимодействия с действительностью.

Поведение рассматривается как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней [двигательной] и внутренней [психической] активностью . Взаимодействие человека с миром характеризуют посредством понятий «поведение» и «деятельность». Часто в понятии «поведение человека» смысловой акцент делается на приспособление человека к природным и социально-культурным условиям существования, а в понятии «деятельность» – на творчески-преобразовательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом . Такое соотнесение содержаний этих понятий нельзя признать обоснованным. «Поведение» является более широким понятием, характеризующим взаимодействие с внешней средой любого живого организма. «Деятельность» – атрибут бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека . Так как нас интересует поведение и деятельность человека, то соотнести трактовки этих понятий можно при рассмотрении понятий одного порядка, т.е. понятий «поведение человека» и «деятельность». В этом случае становится очевидным, что оба понятия обозначают форму [способ] установления взаимодействия человека с действительностью.



Деятельность можно трактовать как процесс установления человеком культурно-опосредованного отношения с действительностью. О поведение человека говорится как о комплексе способов деятельности [познавательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, организационной, и т.п.], характерном для субъекта [индивидуального или коллективного]. Таким образом, изучение качеств, характеризующих форму взаимодействия человека с миром, позволяет выявить и сущностные особенности человеческого поведения, и сущностные особенности деятельности.

Философские исследования показывают, что все качества и свойства поведения и деятельности человека закладываются при возникновении формы отношений организма с действительностью, свойственной только для человека. То, что стало началом такого возникновения, рассматривается как основа поведения и деятельности человека. К позитивным или негативным результатам этого поведения и деятельности приводят различные способы воспроизводства начала деятельности, т.е. основы установления взаимодействия человека с действительностью. Результаты будут позитивными, если способы деятельности и поведения человека обеспечивают воспроизводство всех тех качеств, которые заложены в их основе как необходимые и достаточные [достаточность – это полнота необходимого] для проявления сущностных качеств человека.

Таким образом, выявление и изучение основы деятельности и поведения человека позволяет установить способы их организации, оптимальные по отношению к сущностным качествам человека и условиям его жизни.

Основой поведения и деятельности человека выступает то, что является началом возникновения взаимодействия человека с миром, то, что вызывает внутренние и внешние движения человека.

Американские психологи основой поведения считают инстинкты, которые у животных и человека рассматриваются как одинаковые. Инстинкт – это цепной безусловный рефлекс, обеспечивающий установление генетически обусловленной формы взаимодействия живого организма со средой. Такая форма взаимодействия предполагает генетически обусловленное выделение предметов потребностей живого организма и способов их удовлетворения. Генетически обусловленное – это врожденное для организма качество, общее для рода и вида.

Цепной безусловный рефлекс – это «ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего» [, с. 365]. Анализ поведения животных и человека показывает, что и у тех и у других поведение возникает и на основе врожденного [т.е. инстинктивного] и на основе опыта, приобретенного в ходе индивидуального развития живого организма. При изучении поведения животных легко устанавливается, что основу их поведения составляют инстинкты, обеспечивающие генетически обусловленный выбор и предметов потребностей животных, и форм удовлетворения этих потребностей. Возможности приобретения животными индивидуального опыта, также определяющего их поведение, ограничены рамками инстинктов. То есть животное может заинтересовать во внешней среде только то, что по каким-то признакам сходно с генетически определенными предметами их потребностей и с условиями их удовлетворения. Возможности мышления животных также имеют границы, свойственные для вида и рода животных.
Предметы потребностей человека, а также способы их удовлетворения генетически не определены. Человек рождается с открытой программой. Это значит, что врожденной является только рамочная форма существования его потребностей, то есть, базовые потребности, которые выражают удовлетворяемую за счет внешних факторов общую потребность организма в поддержании физиологических процессов, в безопасности, в общности и любви, в уважении, в познании, эстетические потребности, потребность в самоактуализации . Предметы и способы удовлетворения потребностей человека определяются им в процессе жизни, т.е. являются не врожденными, а приобретенными.

При анализе поведения людей очень трудно установить, какое сочетание врожденного и приобретенного определяет характер их поведения. Отечественная школа психологии [Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.] настаивает на том, что поведение человека определяется освоенным им социально-культурным опытом и мышлением, развитие которого также обусловлено социально-культурными воздействиями.

Исследуя развитие форм поведения живых организмов Сергей Львович Рубинштейн выделил две основные большие ступени: «1. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, т.е. несознательные формы поведения. 2. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающихся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения» . Инстинктивное поведение, по словам Рубинштейна, «характеризуется: «1] специфическим способом мотивации и 2] специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – это сложное действие, исходящее из органической мотивации – из биологических потребностей – и выполняемое посредством первично автоматических реакций» . «Психическое развитие животных обусловлено общими закономерностями биологического развития организмов в условиях определенных взаимоотношений его с окружающей естественной средой.

Психическое развитие человека обусловлено общими закономерностями общественно-исторического развития. При этом значение биологических природных закономерностей не упраздняется, а «снимается», т.е. вместе с тем и сохраняется, но в опосредованном и преобразованном виде» . Эти выводы подтверждаются тем, что дети, попавшие к обезьянам или волкам в раннем возрасте, а позднее опять к людям, так и не смогли освоить человеческий образ поведения. То есть, генетически открытая программа человеческой жизни может быть выстроена и по образцу жизни животных [только в раннем возрасте] и по образцу человеческой жизни. Таким образом, для человека генетически определена свободная форма установления взаимоотношений с действительностью, т.е. основным инстинктом человека является инстинкт свободы.

Во 2-ой половине 20-х годов 20-го века Николай Александрович Бернштейн «начал проводить исследования поведения человека, результаты которых позволили ему создать оригинальную психофизиологическую теорию построения движений. Эта теория является своеобразным антиподом учения о рефлексах Ивана Петровича Павлова. По Бернштейну в основе поведения человека лежит не реакция на внешнее воздействие, а акция как преодоление внешних и внутренних препятствий в процессе решения задачи (в этом случае поведение человека не приспособление к окружающей среде, а её активное преобразование) . «Бернштейн экспериментально показал, что поведение человека направляется так называемой моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит строго фиксированного характера, так как организм стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения, организм постоянно корректирует её в соответствии с особенностями внешней среды. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи, благодаря чему оно, согласно Бернштейну, носит характер рефлекторного кольца, в отличие от традиционной схемы рефлекторной дуги. По Бернштейну, непрерывное цикличное взаимодействие организма со средой осуществляется на различных уровнях построения движений. Эта концепция представляет собой попытку раскрыть механизм прогнозирования действия, его психического моделирования, создания образа предстоящего действия – того представления, которое в дальнейшем направляет и контролирует выполнение этого действия».

Идея Н.А. Бернштейна поддерживалась Л.С. Выготским. В конце ХХ века исследования А.Г.Асмолова и А.В. Петровского, эмпирически доказавшие неадаптивность поведения человека, также стали подтверждением этой идеи.

Таким образом, характер поведения человека в основном определяет приобретенный им социально-культурный опыт и то, что это поведение направлено не на приспособление к окружающей среде, а на её активное преобразование. Такой способ установления взаимоотношений человека с действительностью предполагает предварительное [т. е. до установления взаимодействия] существование в его сознании образа предстоящего действия [модель потребного будущего], который выступает как эталон, позволяющий человеку направлять и контролировать выполнение этого действия. Поэтому, решение проблемы выявления основы поведения человека может быть сведено к исследованию существующего в его сознании образа взаимоотношений с действительностью, определяющего направленность его поведению и деятельности.

В философских исследованиях с момента возникновения аксиологии обосновывается, что направленность поведения и деятельности человека задается ценностями. То есть, именно ценности рассматриваются как основа поведения и деятельности человека. Поиск образа потребности будущего может быть осуществлен при помощи рефлексии, организованной как ряд вопросов и ответов человека, позволяющих ему выявить основную причину какого-либо своего действия. Например: «1. Почему Вы читаете данный текст? 2. Что является для Вас причиной того, что Вы назвали при ответе на первый вопрос? 3. Что является для Вас причиной того, что Вы назвали при ответе на второй вопрос? 4. и т.п.». В результате рефлексии каждый человек может выделить в своем сознании образ формы своих отношений с миром, в котором зафиксированы такие качества этих отношений, которые представляются для человека значимыми, необходимыми не в силу каких-то обстоятельств, а сами по себе.

То, что представляется для человека и для людей значимым самим по себе и определяет направленность его и их активности философией рассматривается как ценности. Это определение ценностей не включает в себя все их сущностные характеристики. Подробное исследование ценностей показывает, что они представляют собой структуру индивидуального сознания, которая является формой взаимодействия внешних и внутренних, врожденных (инстинктивных) и приобретенных, природных и социально-культурных факторов, определяющих поведение человека.

Формирование идентичности

Идентичность (лат. Identitas, англ. Identity) – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств [худяков]. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Формирование целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий

1. Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии – надежда, а потенциальное отчуждение – временная спутанность.

2. Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила – воля, а потенциальное отчуждение – патологическое самоосознование.

3. Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива против вины. Потенциальная эго-сила –способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение – жесткая ролевая фиксация.

4. Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила – уверенность, а потенциальное отчуждение – стагнация действия.

5. Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила – цельность, а потенциальное отчуждение –тотальность.

6. Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила –любовь, а потенциальное отчуждение – нарциссическое отвержения.

7. Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила – забота, а потенциальное отчуждение – авторитарность.

8. Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила – мудрость, а потенциальное отчуждение – безысходность.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет.

1. Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?

На более высоком уровне учение о рефлекторном принципе деятельности организма было разработано великим русским физиологом Иваном Михайловичем Сеченовым (1829–1905). Главный труд его жизни – книга «Рефлексы головного мозга» – был издан в 1863 г. В нём учёный доказал, что рефлекс – это универсальная форма взаимодействия организма со средой, т. е. рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные – сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску программ поведения. И. М. Сеченовым были впервые описаны тормозные процессы, развивающиеся в ЦНС. У лягушки с разрушенными большими полушариями мозга учёный исследовал реакцию на раздражение задней лапки раствором кислоты: в ответ на болевой стимул лапка сгибалась. Сеченов обнаружил, что, если в эксперименте предварительно приложить к поверхности среднего мозга кристаллик соли, время до ответной реакции увеличится. На основании этого он заключил, что рефлексы могут быть заторможены какими-то сильными воздействиями. Очень важным заключением, сделанным учёными в конце XIX – начале XX в., был вывод о том, что любая ответная реакция организма на раздражитель всегда выражается движением. Любое ощущение, осознанно или неосознанно, сопровождается ответной двигательной реакцией. Кстати сказать, именно на том, что любой рефлекс заканчивается сокращением или расслаблением мышц (т. е. движением), и основана работа детекторов лжи, улавливающих мельчайшие, неосознанные движения взволнованного, встревоженного человека.

Предположения и выводы И. М. Сеченова были для своего времени революционными, и далеко не все учёные в то время сразу их поняли и приняли. Экспериментальные доказательства истинности идей И. М. Сеченова были получены великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849–1936). Именно он ввёл в научный язык термин «высшая нервная деятельность». По его мнению, высшая нервная деятельность – это психическая деятельность, обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма с внешним миром.

2. Что такое безусловный рефлекс? Приведите примеры.

Безусловный рефлекс – рефлекс, который обеспечивает приспособление организма к постоянным условиям среды, такие рефлексы являются видовыми, наследственными, полностью сформированными к моменту рождения и неизменными в течение жизни.

Примерами безусловных рефлексов могут служить возникновение кашля при попадании инородных тел в дыхательные пути, отдёргивание руки при уколе о шипы розы, сужение зрачка при ярком свете. Для новорожденных примерами безусловных рефлексов являются сосательный и хватательный.

Безусловные рефлексы характерны и для животных. Особенно важна роль безусловных рефлексов в жизни тех существ, чьё существование длится всего несколько дней, а то и всего-то один день. Например, самка одного из видов крупных одиночных ос появляется из куколки весной и живёт только несколько недель. За это время она должна успеть встретиться с самцом, поймать добычу (паука), выкопать норку, затащить паука в норку, отложить яйца. Все эти действия она проделывает несколько раз в течение жизни. Оса выходит из куколки уже «взрослой» и сразу же готова к выполнению своей деятельности. Это не значит, что она не способна к обучению. Она, например, может и должна запомнить место расположения своей норки.

3. Что лежит в основе врождённой формы поведения?

Врожденные формы поведения – такие формы поведения, которые запрограммированы генетически у живых существ, в основе которых лежит ряд безусловных рефлексов и инстинктов. Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида.

4. Что такое инстинкт?

Инстинкт - цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных реакций, которые следуют одна за другой. Здесь каждая отдельная реакция служит сигналом для последующей. Наличие такой цепочки рефлексов позволяет организмам приспосабливаться к той или иной ситуации, окружающей среде. Инстинкты являются видоспецифичны, т. е. выполняются стереотипно у всех особей данного вида, и не требуют предварительного обучения.

Ярким примером инстинктивной деятельности может служить поведение муравьёв, пчёл, птиц при постройке гнезда и т. д.

6. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?

Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей: условного (изначально индифферентного относительно вырабатываемой реакции) и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный сигнал (вспышка света, звук звонка и т. п.) должен несколько опережать по времени безусловное подкрепление. Это опережение может составлять от 0,1 с до 3 мин. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но в некоторых случаях достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителей, чтобы образовался условный рефлекс. Условный раздражитель должен быть меньшим по силе, чем безусловный. Для выработки ряда рефлексов (пищевого, полового) необходимо наличие соответствующей мотивации. При выработке рефлекса организм должен быть здоровым и находиться в бодрствующем состоянии, должны отсутствовать различные посторонние раздражители.

7. Какие формы поведения можно отнести к приобретённым?

В основе приобретенных форм поведения лежит научение. К приобретенным формам можно отнести условные рефлексы, привыкание (процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции, животные привыкают не реагировать на стимулы, с которыми часто сталкиваются, но которые не имеют для них особого значения), метод проб и ошибок, запечатлевание (врожденная способность к запоминанию всего того, что детеныш может увидеть (или услышать) вокруг себя в определенный период своей жизни, благодаря запечатлеванию дети помнят своих родителей, быстро овладевают речью), интуицию (внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных, хаотичных попыток достичь желаемого результата).

8. В чём биологический смысл того, что долго неподкрепляемый условный рефлекс со временем угасает?

Торможение долго неподкрепляемого условного рефлекса называется угасательным. Для детей угасательное торможение освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из памяти тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

9. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего торможения. Приведите конкретные примеры.

Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс у собаки тормозится при сильном шуме, испуге, действии на неё болевого раздражителя и т. д. Такой вид торможения называют внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестаёт выполнять роль условного раздражителя; рефлекс начнёт угасать и вскоре затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

10. Что называют навыками? Чем они отличаются от других условных рефлексов?

Навык, автоматизированные действия - вырабатываемые в течение жизни двигательные условные рефлексы. Навыки являются сложными условными рефлексами. Если говорить грубо, то рефлекс – это отдельное действие в ответ на раздражитель, а навык - это целая сложная деятельность. Обучение навыкам требует времени и упорства. Однако постепенно, когда они уже закрепились, они выполняются автоматически, без контроля сознания. Владение навыками полезно для человека, потому что экономит время и энергию.

Теория организации целенаправленных действий и поведе­ния на основе механизмов сенсорных коррекций Н. А. Бернш-теина одна из наиболее часто упоминаемых психологами фи­зиологических теорий. Теоретический подход Н. А. Бернштей-на к объяснению механизмов организации целенаправленных действий часто называют также «физиология активности». Со­держание основных объяснительных оснований, заложенных в основу этого теоретического подхода, может быть изложено в форме ответов на ряд вопросов.

7. Какой принцип лежит в основе организации целенаправ­ленного поведения живых организмов?

Для объяснения целенаправленных действий живого ор­ганизма необходимо опираться на принцип активности. Ак­тивность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программи­рования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внут­ренней среды организма с внешней средой.

» Представления о стимул-реактивной или условно-рефлек­торной организации поведения на основе автоматизиро­ванных цепей элементарных ответных реакций на внеш­ние раздражители является ошибочным.

Поведение живых организмов следует исследовать как целостные активно организуемые целенаправленные акты.

2. Какие психофизиологические механизмы необходимы для организации целенаправленного поведения?

Организация активных целенаправленных действий необходимо предполагает наличие у живых организмов механизмов построения «модели потребного будущего» на основе вероятностного прогнозирования, механизмов


программирования действий, механизмов коррекции дей­ствий по ходу их исполнения.

Понятие «рефлекторная дуга» необходимо заменить поня-
-, тием «рефлекторное кольцо», которое фиксирует факт ре­
гуляции и контроля всех отправлений организма по прин­
ципу обратной связи на основе непрерывного потока аф­
ферентной сигнализации контрольного и коррекционного
назначения.

3, Что лежит в основе активной организации поведения и действий живого организма?

Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает:

Активную постановку цели на основе внутренних механиз­
мов целеполагания, а также планирование способа ее до­
стижения в соответствие с предметными условиями ситуа­
ции;

Реализацию действий, направленных на достижение цели,
организация, координация и коррекция которых осущест­
вляется на разных психофизиологических уровнях при
участии разных афферентных систем.

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локо­моторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у челове­ка).

4. С какими трудностями сталкиваются позвоночные животные при организации выполнения двигательных дей­ствий?

Опорно-двигательная система позвоночных - это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности ко­торых определяется числом степеней свободы в каждом суста­ве.

Увеличение степеней свободы подвижности до двух и бо­лее ведет к необходимости их ограничения при организации


ми ч« I imtmn «; и»! w:i tttmurn


движений. Устранение избыточных степеней свободы дви­жущегося органа есть координация движений, которая осу­ществляется путем:

Целесообразного выбора траектории движений на основе
ограничения избыточных степеней свободы;

Постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инер­
ционных сил, образующихся в результате любых движе­
ний и передающихся на все звенья кинематической сис­
темы;

Постоянной координации между силами, действующими
на организм из внешнего мира, и внутренними силами,
возникающими при сокращении мышц.

5. Как организуется регуляция и координация предметного
исполнительного действия? Что представляет собой меха­
низм сенсорных коррекций?

Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, кото­рые обеспечиваются различными органами чувств (аффе­рентными, рецепторными системами), следящими за вы­полнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные сис­темы выполняют две основные функции:

Сигнальную связь организма с внешним миром (ориенти­
ровка во внешней среде);

Обеспечение координированной работы органов, реализу­
ющих двигательные действия (ориентировку в организа­
ции собственного поведения),

6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол­
нения двигательного действия?

Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлек-торного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представ­ляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уров­ней.


Разные двигательные задачи в зависимости от своего со­
держания и смысловой структуры обеспечиваются качест­
венно различающимися, формирующимися на протяже­
нии индивидуальной жизни целостными синтезирован­
ными комплексами сенсорных коррекций.

Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций
лежат в основе разнообразных навыков и умений.

7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий
на основе сенсорных коррекций?

Каждый уровень организации сенсорных коррекций ха­рактеризуется:

Нейрофизиологической локализацией и анатомическим
субстратом (определенными типами рецепторов и типами
чувствительности, проводящими нервными путями, цент­
рами в ЦНС);

Ведущей афферентацией - особенностями сигналов, ко­
торые поступают от органов чувств и обеспечивают вос­
приятие результативности собственных движений и дейст­
вий;

Специфическими характеристиками и свойствами движе­
ний, которые преимущественно регулируются данным
уровнем сенсорных коррекций;

Набором самостоятельных движений, которые преиму­
щественно организуются и управляются данным уров­
нем;

Фоновой (вспомогательной) ролью уровня в двигательных
действиях, управляемых вышележащими уровнями;

Дисфункциями и патологическими синдромами.

8. Какие функционально-структурные уровни сенсорных
коррекций включаются в состав организации и регуляции раз­
личных действий?

В соответствии с указанными основаниями выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий.


мнимициишницццшпиинтя вигами итшнш яш шмитммпн iwtime птмнм д.щ:: м < i шмнпн -


Уровень регуляции тонуса, рубро-спиналъный, палеокине- тический (уровень А)

Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы,
иннервируемые вегетативной нервной системой (в отли­
чие от неокинетических поперечно-полосатых мышц);
спинной мозг и стволовая группа красного ядра (palaeorub-
гшп, neorubrum).

Ведущая афферентаиия: информация о положении и на­
правленности тела в поле тяготения, проприорецепция
давления и позы тела при тесной связи с вестибулярной
системой.

Характеристика движений: обеспечивает тонус попереч­
но-полосатой мускулатуры, реципрокную иннервацию
мышц-антагонистов за счет тонуса, изменение возбуди­
тельных и механических характеристик мышечного тону­
са.

Движения, где данный уровень выступает в качестве веду­
щего:
дрожь, ритмично-вибрационные движения, приня­
тие и удержание определенной позы. При этом большая
часть движений, которые регулируются данным уровнем,
остаются на протяжении всей жизни непроизвольными и
неосознаваемыми.

Дисфункции и патология:

а) гиперфункция (при патологии вышележащих уров­
ней): «тремор покоя» при паркинсонизме; каталеп­
сия;

б) гипофункция: тремор при выполнении целенаправ­
ленных действий (который также может быть связан с
поражением уровня С).

Уровень синергии и штампов, уровень регуляции действий в «пространстве тела», таламо-паллидарный, неокинетиче­ский (уровень В)

Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры
в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела
(входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эф-


фекторных центров, которые: а) иерархически подчиняют труппу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкор­ковому эффектору - полосатому телу.

Ведущая афферентаиия: суставно-угловая проприорецеп­
ция скоростей и положений частей тела (тело выступает
исходной системой координат), экстероцептивная кожная
чувствительность.

Характеристика движений: движения тела безотноситель­
но к чему-либо вовне - приспособленность к обширным
мышечным синергиям; стройность и налаженность мы­
шечных движений во времени, их чередование и повторяе­
мость.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­
стве ведущего:
выразительная мимика и пантомимика,
пластика, вольные упражнения, управление ритмом дви­
жения, обеспечение чередования работы обширных групп
мышц-сгибателей и мыщц-разгибателей,

Дисфункции и патологии:

а) гиперфункция: избыточные синергии и синкинезии,
гиперкинезы;

б) гипофункция: симптомокомплекс паркинсонизма -
выключение отправлений самого уровня и снятие
контроля над уровнем А; деавтоматизация различных
сложных предметных действий; персеверации в мо­
мент начала и остановки движений.

Практическое использование собаки возможно только при правильном направлении ее поведения в желательную для человека сторону. Это достигается соответствующей дрессировкой собаки. Для того чтобы правильно дрессировать и использовать собаку, необходимо твердо знать законы, которым подчиняется ее поведение. Поведением оюивотного называется вся сумма действий, производимых им в ответ на бесконечное многообразие непрерывно воспринимаемых им раздражений, причем эти действия направлены на уравновешивание организма с внешними условиями. Следовательно, поведение - это совокупность действий животного, посредством которых оно приспособляется к условиям окружающей среды.

Вес действия, проявляемые животным, возникают под влиянием различных раздражений, идущих из окружающего внешнего мира (внешние раздражения) или из самого организма животного (внутренние). Под раздражением понимается всякое воздействие на организм, вызывающее какое-либо ответное действие животного.

В основе поведения всех многоклеточных животных, за исключением самых примитивных, лежит деятельность чрезвычайно сложного органа - нервной системы. Все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного, воспринимаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам), в результате чего является определенное действие, выполняемое животным. Таким образом, в основе поведения животного лежит деятельность его нервной системы с ее наиболее сложным отделом - головным мозгом. Поэтому знание закономерностей поведения животного, а тем более сознательное управление им, возможно только при знании закономерностей деятельности его нервной системы и специально головного мозга - высшего центра, который управляет наиболее сложными актами поведения животного.

Великая заслуга нашей отечественной науки заключается в том, что русскими учеными профессором И. М. Сеченовым и академиком И. П. Павловым изучены закономерности деятельности высшего отдела нервной системы - головного мозга, лежащие в основе поведения животных и человека. Для того чтобы сознательно управлять поведением животного, дрессировать его, необходимо знать закономерности высшей нервной деятельности, которые лежат в основе поведения.

Рис. 83. Амеба: 1 - захваченный пищевой комок, состоящий из водорослей; 2 - пульсирующая вакуоль; 3 - ядро; 4-ложноножки

При рассмотрении поведения животных, имеющих разную ступень развития, наблюдается усложнение форм поведений, идущее параллельно усложнению организации. Поведение одноклеточных организмов, имеющих наиболее примитивное строение, отличается своей простотой.

Одноклеточное животное амеба состоит из студенистой массы (протоплазмы), в которую включены ядро и вакуоли (шаровидное пространство, наполненное жидкостью). Нервной системы у амебы нет. Тем не менее она передвигается и способна отвечать простейшими реакциями на внешние раздражители. Передвигаясь, амеба как бы перекатывает свою студенистую протоплазму. На всевозможные вредоносные раздражения (большинство химических веществ, действие повышенной температуры, света, прикосновения) амеба отвечает уползаиием, т. е. отрицательной реакцией. Наоборот, если около амебы окажется вещество, служащее ей пищей, она начнет передвигаться по направлению к нему (положительная реакция). При прикосновении амебы к пище (к бактерии или инфузории), она обволакивает ее, и пища оказывается включенной в протоплазму, где и происходит процесс переваривания. На примере амебы мы встречаемся с самыми примитивными ответными реакциями на внешние раздражители.

Таким образом, мы видим, что у одноклеточных организмов на внешнее раздражение отвечает вся клетка. У многоклеточных животных имеются специальные группы клеток, воспринимающие внешние раздражения. Такая специализация клеток дает возможность организму усложнить и формы своего поведения.

Простая форма поведения и примитивная специализация клеток, связанная с восприятием внешних раздражений, имеется у гидры - маленького многоклеточного животного, живущего в пресной воде. Поведение гидры характеризуется довольно однотипными актами. На механические и химические воздействия гидра отвечает только одной формой реакции: сокращением тела и щупалец. На пищу гидра реагирует только в голодном состоянии. Если щупальцы гидры касаются пищевого вещества, они начинают сокращаться и подтягивать пищу ко рту.

Таким образом, у гидры мы встречаемся с более сложными действиями по сравнению с одноклеточными животными. Однако примитивно построенная нервная система гидры обеспечивает возможность выполнения ею лишь крайне примитивных актов.

Рис. 84. Гидра

У более высоко организованных животных в связи с усложнением строения нервной системы происходит и усложнение актов поведения.

Так, например, нервная система у дождевого червя состоит из нервных узлов, расположенных в виде цепочки вдоль всего его тела. Отдельные узлы соединены между собой нервными стволами. Два головных нервных узла осуществляют координированные действия червя.

Узловая нервная система является значительным шагом вперед по пути усложнения нервной системы в сравнения с диффузной нервной системой. При наличии нервных узлов, в которых происходит сплетение нервных волокон различных нервных клеток, оказывается возможной специализация нервных клеток. Одни клетки (чувствительные) проводят нервное возбуждение от кожи к нервному узлу, другие нервные клетки (двигательные) проводят раздражение от нервного узла к мышцам тела. Причем эти нервные клетки проводят возбуждение только в одном направлении. Поэтому у животных с узловой нервной системой уже имеется возможность выполнять простейшие рефлекторные акты - закономерные действия, производимые в ответ на раздражение при участии нервной системы.

Рис. 85. Строение нервной системы дождевого червя: 1 - головной узел; 2 - нервы; 3 - сегменты; 4 - цепочка брюшных узлов

С дальнейшей ступенью в усложнении строения нервной системы, а следовательно, и поведения мы встречаемся у насекомых и ракообразных. У этих животных есть уже ясное деление тела на голову, грудь и брюшко и появляются конечности, а у многих насекомых и крылья. Поведение насекомых характеризуется выполнением сложнейших актов деятельности. Постройка сот пчелами, рытье нор некоторыми осами, тканье паутин пауками, способность к ориентировке и нахождению своего муравейника муравьями или улья пчелами - все это примеры сложных актов поведения насекомых, выполнение которых оказалось возможным в результате значительного усложнения строения тела и организации нервной системы.

Рис. 86. Строение нервной системы насекохмого: 1 - головные узлы; 2 - грудные и брюшные узлы

Наиболее сложна и совершенна нервная система у поёвоночД ных животных. Характерной особенностью строения их Нервной системы по сравнению с другими, более низко организованными животными является развитие высшего координационного центра всей нервной системы - мозга.

Чем выше по своему развитию позвоночное животное, тем сложнее строение его головного мозга. Особенно большие изменения претерпевает строение конечного мозга - переднего отдела головного мозга, дающего начало полушариям. У высших позвоночных животных (млекопитающих) полушария головного мозга настолько разрастаются, что покрывают собой все остальные части мозга, и являются основной частью мозга, управляющей всем поведением. У менее организованных позвоночных животных, у которых конечный мозг развит слабо, высшее управление осуществляется другими отделами головного мозга - межуточным и средним мозгом. С развитием мозга создаются условия для дальнейшего услоншения и приспособления поведения животных ко всему многообразию вечно меняющейся среды обитания. И в этом отношении развитие больших полушарий головного мозга и особенно корковой части, достигающей наилучшего развития у млекопитающих животных, имеет наиболее существенное значение.

Кора больших полушарий головного мозга появляется впервые у ящериц; но у них она находится в зачаточном состоянии и связана, главным образом, с восприятием обонятельных раздражений. У птиц кора развита тоже еще очень слабо. Мощное развитие коры полушарий мозга имеется у млекопитающих. Но и в пределах млекопитающих у разных представителей этого класса кора головного мозга развита в разной степени. У низших млекопитающих, например кенгуру, мышей, кроликов, полушария имеют сравнительно простое строение - их поверхность гладкая. Но уже у хищников, к которым принадлежит и собака, кора полушарий значительно увеличивается и строение ее усложняется. Полушария собаки настолько увеличились, что покрывают собой не только средний мозг, но и часть мозжечка. Кроме того, поверхность полушарий у собаки не гладкая, как у низших млекопитающих, а покрыта множеством извилин и борозд. Появление извилин и борозд значительно увеличивает поверхность коры головного мозга.

Рис. 87. Головной мозг позвоночных животных: А - акулы; Б - костистой рыбы; В - земноводного (лягушка); Г - пресмыкающегося; Д - птицы (голубя); Е и Ж - млекопитающего (кролика и собаки)

Наибольшего развития кора мозга достигает у человекообразных обезьян шимпанзе, орангутанга, гориллы и, наконец, у человека.

Мощное развитие коры мозга обусловливает возможность наиболее совершенного приспособления высших млекопитающих к условиям среды их обитания.

Рис. 88. Головной мозг собаки: 1 - полушарие; 2 - мозжечок; 3 - продолговатый мозг; 4 - обонятельная луковица

B то время как отделы мозга, лежащие непосредственно под корой, обусловливают возможность осуществления врожденных форм поведения (например, сосательный рефлекс млекопитающих, проявляющийся с первых минут рождения животного), с высшим отделом мозга - корой его больших полушарий - связана и сложнейшая функция мозга - разумная, или интеллектуальная деятельность человека.

Прирожденная форма поведения наиболее выражена у разных позвоночных животных (рыб, лягушек, ящериц и т. д.) и у беспозвоночных. Наибольшего своего выражения эта форма поведения достигает в так называемых инстинктах животных. Инстинктами животных называются более или менее сложные действия наследственного порядка, например инстинкт гнездования у птиц, охотничье-промысловый инстинкт у хищных животных, различные инстинкты у насекомых и др.

Рис. 89. Головной мозг орангутанга

Индивидуально приобретенное поведение наибольшего развития достигает у высших позвоночных животных - птиц и млекопитающих. Эта более совершенная и пластичная форма поведения, чем прирожденная, обеспечивает более высокую приспособляемость организма к окружающей среде. Например, собака, побитая палкой, будет избегать встречи человека с палкой, почтовый голубь путем тренировочных полетов привыкает летать к своему жилищу по определенному пути и т. д. Индивидуально приобретенное поведение предполагает возможность дрессировки животных.

Рис. 90. Головной мозг человека

Все вышеприведенное иллюстрирует тесную взаимосвязь и обусловленность между степенью развития нервной системы и поведением животных. Наличие центральной нервной системы с ее сложным образованием - головным мозгом - обусловливает возможность выполнения наиболее сложных актов поведения. Развитие коры больших полушарий мозга является последним этапом в эволюции нервной системы, обеспечивающим возможность приспособления организма к меняющимся условиям среды.

Нервная система собаки состоит из двух отделов: 1) центральной нервной системы, к которой относят головной и спинной мозг, и 2) периферической нервной системы, состоящей из массы нервов и нервных узлов, расположенных вне центральной нервной системы.

Рис. 91. Нижний двигательный нейрон спинного мозга: 1 - тело нервной клетки; 2 - дендриты; 3 - аксоп; 4 - миелиновая оболочка; 5 - перехваты; 6 - волокно поперечно-полосатого мускула

Нервная система - это сложное объединение отдельных нервных клеток и их отростков. Тело нервной клетки имеет форму неправильной пирамиды или звезды и достигает в диаметре примерно 0,1 мм. В отличие от других клеток нервная клетка имеет не только клеточное тело, но и несколько нитеобразных отростков. Большинство отростков распространяется от тела нервной клетки на небольшое расстояние, всего на несколько миллиметров.

Нервная клетка вместе со своими отростками носит название нейрона или нефрона.

Нейроны и их отростки, являясь проводниками нервного возбуждения, обеспечивают возможность осуществления рефлекторных актов.

Рис. 92. Схема рефлекторной дуги в спинном мозгу позвоночных животных: 1 и 2 - серое и белое вещество мозга; 3 - передний "рог" с двигательными клетками; 4 и 5 - спинные и брюшные корешки спинномозговых нервов; 6 - спинальный узел; 7 - участок коши с нервными окончаниями; 8 - мышца

Познакомившись со строением нейрона, можно перейти к рассмотрению схемы рефлекторной дуги. Всякий рефлекторный акт начинается в результате воздействия внешнего или внутреннего раздражителя на нервные окончания того или другого органа чувств.

Анатомической основой рефлекса, т. е. закономерного ответного действия нервной системы на раздражитель, является рефлекторная дуга. Рефлекторной дугой называется нервный путь, по которому проходит раздражение от воспринимающего органа, например кожи, по чувствительному центростремительному нервному волокну, до центральной нервной системы и от последней по двигательному (центробежному) нервному волокну до исполнительного рабочего органа (мышца, железа). В каждой рефлекторной дуге следует различать три части: 1) воспринимающую, которая состоит из воспринимающего органа (кожи, глаза, уха, органа обоняния и т. д.), чувствительного нервного волокна и чувствительной нервной клетки; 2) переключающую и распределяющую воспринятые раздражения; эта часть состоит из нервных центров и проводящих нервных путей спинного и головного мозга; 3) исполнительную, состоящую из двигательной нервной клетки, двигательного нервного волокна и "рабочего" органа (мышца, железа).

Надо иметь, однако, в виду, что в действительности рефлекторный акт совершается гораздо сложнее. Во-первых, при раздражении какого-либо рецептора возбуждается не одно его нервное волокно и нервные клетки, а огромное их количество; во-вторых, отростки нервных клеток, входя в спинной мозг, разветвляются на ряд веточек, каждая из которых передает нервные импульсы многим промежуточным нервным клеткам, а те в свою очередь вовлекают в "действие" ряд двигательных нервных клеток. Таким образом, в каждом рефлекторном акте участвует большое число нервных клеток и их отростков.

Схема рефлекторной дуги имеет огромное значение, она обрисовывает тот анатошгаеский путь, которым лежит в основе рефлекса - закономерного ответного действия организма на раздражитель, осуществляемого с участием центральной нервной системы. В основе поведения животных лежит рефлекторная деятельность высших отделов их головного мозга. Поведение животных строится, как было показано академиком И. П. Павловым, из двух видов рефлексов: безусловных (врожденных) и условных (индивидуально приобретенных).

Поведение животных является совокупностью проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой. Состоит их поведение из доминирующих (врожденных) и дополняющих (приобретенных) форм приспособлений. Во внешнем плане поведение животных проявляется в совокупности последовательных действий, основой которых актуальны биологические потребности. Изменение поведения животных обусловлено изменением факторов внешней или внутренней среды. Наука о поведении животных называется этологией.

Поведение человека намного сложнее активностью, имеет ряд отличий, обусловленных биосоциальной природой вида Homo sapiens. В процессе антропогенеза на ее становление, кроме биологических (естественный отбор, наследственная изменчивость), влияли такие социальные факторы, как супильний образ жизни, труд, язык и абстрактное мышление. Поэтому, в отличие от животных, поведение человека всегда общественно обусловленной и имеет сознательный, целенаправленный характер. Поскольку у человека есть абстрактное мышление, то различают внешнюю (действия, поступки, привычки) и внутреннюю (формирование представлений, абстрактных образов для мышления) поведение. Основой поведенческих форм человека является не только биологические, но и социальные нужды. Поэтому поведение человека включает действия, направленные на непосредственное удовлетворение своих жизненно важных потребностей, и действия, которые организуют взаимоотношения с другими людьми в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и права. В поведении человека можно выделить, кроме врожденных и приобретенных форм приспособлений, еще и такой важный приспособительный механизм, как умственную деятельность. Поведение человека изучают психология, социология, педагогика, психогенетики и др. Итак, поведение человека - это совокупность проявлений внешней и внутренней активности, направленной на удовлетворение биологических и социальных потребностей и установления жизненно необходимых связей организма человека в социальной среде.

Роль рефлексов в формировании поведения человека

Рефлекс - реакция организма на любое раздражение, осуществляемая со участием нервной системы. Впервые понятие "рефлекс" введено в науку французским ученым Рене Декартом. В создании рефлекторной теории участвовали Я. Прохазка, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и др.

Рефлексы лежат в основе нервной регуляции организма. За возникновением И. П. Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это врожденные стабильные реакции но действие раздражителей, которые обеспечивают приспособление к стабильным условиям жизни. Основными особенностями безусловных рефлексов является то, что они:

безусловных раздражителей;

Является врожденными и наследственными, то есть формируются и реализуются жесткой генетической программой; большинство из них проявляется сразу после появления на свет (дыхательные, сосательный рефлексы); некоторые безусловные рефлексы (половые) формируются при развитии по мере созревания нервной, эндокринной систем;

Имеют видовой характер, то есть являются специфическими для представителей вида;

Осуществляются через филогенетически закреплены, анатомически выражены рефлекторные дуги;

нервные центры расположены в стволе головного мозга и спинном мозге,

Могут объединяться и давать сложные цепи безусловных рефлексов - инстинкты.

К основным безусловных рефлексов относятся двигательные (коленный, зрачковый), дыхательные (вдоха и выдоха), сосудистые, ориентировочные, защитные (чихание и кашель), половые, пищевые (выделение слюны на пищу) и др.

Биологическая роль безусловных рефлексов заключается в том, что они:

■ обеспечивают сохранения целостности организма, поддержание постоянства внутренней среды и процессов размножения;

■ обусловливают существование организма сразу же после рождения

■ является основой для формирования многих условных рефлексов.

Инстинкты - сложная система безусловных рефлексов, связанных с сохранением вида. Это врожденная форма поведения, для осуществления которой не требуется предварительное обучение. Обусловлены комплексом внешних и внутренних факторов. Могут несколько меняться под влиянием условных рефлексов. Чаще всего у человека проявляются в виде неосознанных действий.

Инстинкты делятся на гостиной (питьевой, пищевой, оборонительный и др.), Ролевые (половой, родительский, территориальный), саморазвития (исследовательский, игровой). Биологическое значение инстинктов состоит в том, что они участвуют в формировании поведения (у человека в значительной степени подчинены умственной деятельности) и является эволюционной основой формирования сложных форм поведения.

Условные рефлексы - это приобретенные индивидуальные реакции на действие раздражителей, которые позволяют человеку приспособить свое поведение в соответствии с изменениями среды. Основными особенностями условных рефлексов является то, что они:

Возникают в ответ на действие условных раздражителей и своих рецептивных полей не имеют (слюноотделение можно вызвать, воздействуя на рецепторы глаза)

Является приобретенными, то есть могут возникать на базе безусловных, а при высокой организации - и на базе условных;

Является индивидуальным приспособительными реакциями;

изменчивы, то есть постоянно меняются и исчезают в зависимости от конкретных условий;

Осуществляются через функциональные временные связи;

образуются и осуществляются при участии высших отделов ЦНС, то есть отделов, которые в процессе эволюции нервной системы образовались последними (у млекопитающих - это кора и подкорка)

Могут объединяться в сложные цепи условных рефлексов - динамические стереотипы, которые являются физиологической основой навыков и привычек.

Существует большое разнообразие условных рефлексов. По проявлением рефлекторного ответа различают:

вегетативные - рефлексы, связанные с деятельностью внутренних органов (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищевые и др.);

сома торухови - рефлексы, связанные с деятельностью скелетных мышц (двигательные).

В зависимости от условных раздражителей условные рефлексы подразделяют на:

искусственные - производятся на раздражители, которые не касаются безусловного (на звонок, свет лампочки)

природные - производятся на свойства безусловных раздражителей (на запах пищи).

По сложности условные рефлексы могут быть рефлексами I, II, III и высших порядков.

Биологическая роль условных рефлексов заключается в том, что они:

■ обеспечивают более тонкое и лучше приспособления организмов к конкретным условиям существования, а для человека - обучение и разнообразие интеллектуальной деятельности;

■ обеспечивают ответ на безусловный раздражитель еще до начала его действия, то есть имеют сигнальное значение;

■ является основой для формирования условных рефлексов высшего порядка, преобладают и ВНД человека.