Большая китайская стена протяженность. Великую китайскую стену строили не китайцы. Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Наклеивание

Великая Китайская стена – одно из самых величайших архитектурных чудес света. Она таит в себе множество загадок – какова точная длина, сколько лет ушло на возведение и зачем её построили?

Начнём с того, что Великая Китайская стена не является одним единым сооружением, а серией стен, построенными различными династиями на протяжении нескольких веков.
Недолгая поездка из Пекина и вы попадаете к одной из самых популярных достопримечательностей Китая.

Каждый год миллионы туристов приезжают сюда, чтобы увидеть каменного дракона и Великую Китайскую стену. Но ведь эта стена не точка на карте – она тянется почти через весь север Китая. Есть участки стены, которые мало кто посещает, а есть и такие, которые никому не известны.

Великая Китайская стена не единственное подобное строение. В северном Китае существует множество стен, которые строились различными правящими династиями на протяжении 2000 лет.
Перенесёмся на северо-запад Китая, 2300 км от Пекина, по дороге в г. Дуньхуан, пустыню Гоби.

Это один из самых ценных участков – стена Хань. Она была построена 2100 лет назад. Здесь проходил Великий Шёлковый путь. Купцы из средней Азии в этом месте попадали в Китай, затем шли дальше в центральные земли.

Эта стена совсем не похожа на Великую Китайскую стену – она построена не из камня, а из тростника и щебня, однако, этот строительный материал помог ей сохраниться на долгие века.
Но кого должна защищать стена, построенная так далеко от цивилизации?

Правители династии Хань хотели открыть двери своей империи для торговли с Западом, поэтому взяли под свой контроль участок Великого Шёлкового пути. Китайцы заняли «Ганьсуйский коридор», соединявший северные степи с предгорьями Гималаев. Это была настоящая граница не только между народами, но и культурами.

Степные кочевники жили в юртах, они занимались скотоводством и кочевали по степям. Они расставляли юрты там, где находили пастбища для скота. Время от времени они совершали воинственные набеги на северные провинции Китая. Они забирали у местных жителей еду, металл и всё, что не могли производить сами.

Китайцы называли свою империю «колыбелью цивилизации». Согласно конфуцианской философии – это был центр мировой культуры. Пойти на сделку с варварами, чтобы задобрить их было ниже достоинства империи. Война же была слишком затратным мероприятием. Тогда император из династии Хань решил построить стену.

Сколько человек было задействовано на постройку стены Хань?

Точно выяснить невозможно. Авторитетные источники цитируют расчёты, представленные императором. Солдат-строитель сможет за месяц построить участок длиною в 3 шага, а 3000 строителей могут возвести 3 ли, т.е. около 1,5 км. Это значит, что для возведения 1000 ли (530 км) за 1 месяц потребуется сто тысяч человек. Большинство солдат несли службу на башнях.

Технологии слежения.

Эта башня была не только идеальным наблюдательным пунктом для караульных, которые высматривали войска противников, но и сигнальной станцией – когда караульный замечал врага, зажигался сигнальный огонь.

Как это выглядело?

Как только караульный замечал войска кочевников, он передавал дымовой сигнал в дневное время, либо световой ночью. Сообщение о приближении врага распространялось от башни к башне, пока не доходило до внутренних районов Китая.

Вдоль стен выкапывался ров, который наполнялся мелким песком. Любой, кто шпионил за крепостью ночью оставлял там следы. Таким образом, этот ров являлся своего рода сигнализацией.
Большая часть стены Хань в пустыне была разрушена. Но остался один интересный экземпляр:

Из всех обличий Великой Китайской стены она самая редкая, т. к. построена из дерева. Здесь 6 слоёв брёвен, а между ними тонкая прослойка из мелкого камня.

Восточнее от этого места располагается ещё один исторический объект – гигантский замок, охранявший стену. Он был построен в 1539 году императором династии Мин.

Ненависть императора к кочевникам достигла немыслимых масштабов – он требовал, чтобы иероглиф джи, обозначавший варваров, писался как можно меньше. После династии Хань были и другие императоры переживавшие периоды расцвета и упадка. Многие из них строили свои стены, но никто не строил стен таких размеров. Император Цзяцзин (Чжу Хоуцун) взошёл на престол в 1521 г.

Он обновил традицию династии Хань, существовавшую с древности, построив вдоль северной границы Великую стену, которая западным концом упирается в перевал г. Гзяогуань. Гзяогуань – в переводе с китайского означает «проход к долине наслаждений», под долиной наслаждений подразумевается Китай.

Эта гигантская крепость стоит у предгорья Гималаев.

Во дворе крепости мощные стены образуют своего рода лабиринт, призванный остановить вторжение войск противника.

Легенда о строительстве крепости.

Чтобы избежать излишней траты материалов, перед началом работ архитектора попросили вычислить сколько точно кирпичей потребуется для строительства. Он назвал цифру в 999999. Кирпичи привезли, крепость построили. После окончания работ к архитектору подошёл прораб с одним кирпичом в руке и сказал, что один кирпич лишний. Но архитектор оказался умён и ответил, что этот кирпич тоже включён в расчёты – его нужно положить над входом, чтобы он приносил удачу стражникам крепости и путешественникам, которые будут проходить через её ворота. Прошло 600 лет, а этот кирпич до сих пор лежит здесь:

Рядом с крепостью начинается сама стена, возведённая во время династии Мин.

Эта стена не имеет ничего общего с той стеной, что находится к северу от Пекина. Это землебитная стена. И хотя ей более 400 лет, она в хорошем состоянии и достаточно широка, чтобы по ней можно было пройти.

Как каменщики времён династии Мин сооружали эту стену?

Достаточно посмотреть на местных крестьян. Даже сегодня они строят различные стены также как это делали их предки – они утрамбовывают землю в специально сооружённым деревянным корпусом слой за слоем.

Перенесёмся на северо-восток, вдоль реки Хуанхэ. Эта река раньше была теми воротами, через которые кочевники попадали в Китай.

Здесь над рекой можно увидеть стену и её башни, хотя ветер и погода сильно потрепали их.

Такие форты служили сторожевыми постами – они уже давно используются в мирных целях.

В 1549 году варвары пришли сюда, чтобы грабить. Однако конная армия кочевников наткнулась на новую неприступную стену. Варвары не сдались – они устремились на восток, сумев обойти защитную стену. Никто не ожидал, что они смогут обойти препятствие в виде горного хребта к северу от Пекина.

В 1550 году кочевники, пробираясь на юг к Пекину, не встретили серьёзного сопротивления. 3 дня они бесчинствовали в пригороде Пекина. Они потребовали право на торговлю, после этого безнаказанно покинули Запретный город и ушли в степи.

После непродолжительного периода торговли император вновь начал строительство новой каменной стены на севере от Пекина. В 1550 – 1644 годах она выросла в длину на 1200 км и получила название «Каменный Дракон» – Великая Китайская стена, какой мир знает её сегодня.

Сколько людей понадобилось для её возведения?

В официальных источниках цифры найти нелегко, однако в некоторых труднодоступных участках стены до сих пор сохранились каменные таблички, которые могут сообщить ценную информацию. Прочитать и перевести их можно только при помощи специальной технологии:

1. Смачиваем таблицу водой.

2. Наклеиваем лист бумаги.

3. При помощи щётки продавливаем бумагу в выемке.

4. Выкрашиваем поверхность бумаги в чёрный цвет так, чтобы выемки оставались белыми.

5. Переводим с древнекитайского при помощи переводчика.

Этот камень сообщает нам, что два военных чиновника в подчинении которых было 1100 семей вложили свои усилия в строительство 230 метров стены осенью 1579 года.
Переводя это на язык арифметики, получаем, что если из каждой семьи работало по 4 человека, значит примерно 4500 человек смогли построить этот участок стены за 10-12 недель осени 1579 года.

В то время как землебитные стены могли строить даже необученные рабочие или крестьяне, для строительства кирпичных стен требовались специальные навыки. Для этого нанимались сотни архитекторов и прорабов, тысячи каменотёсов и десятки тысяч каменщиков.

И ещё один фактор вёл к значительному увеличению затрат – землебитные стены строились при помощи материалов, которые брались на месте строительства, а строительные блоки для кирпичной стены нужно готовить заранее. Китайцы соорудили целую сеть печей для обжига кирпичей, которые устанавливались рядом с местами строительства.

Возле стены найдено более 60 таких печей. Считается, что одна печь могла обжечь 5000 кирпичей в месяц, таким образом, 60 печей могли производить в месяц 300 тыс. кирпичей.
Тогда, как и сейчас, производство было лишь первым этапом работ. Готовый продукт необходимо доставить туда, где в нём нуждались на данный момент.

Как они доставляли готовый кирпич?

Ответ на этот вопрос в исторических источниках практически не встречается. Есть предположение, что люди могли носить кирпичи за спиной или использовать стадо коз, т.е. по бокам клали 2 кирпича так, чтобы животное не потеряло равновесия во время горного перехода.

Как строители выбирали направление строительства?

Многие специалисты считают, что выбор не всегда стоял в пользу защиты своих территорий. На протяжении многих веков китайцы следуют практике фен-шуй, учению ветра и воды. Вероятно, при строительстве стены советовались со специалистами фен-шуй, чтобы силы природы помогали ей.

В 320 км к востоку от Пекина можно найти ещё один живой пример истории. Башни названы в честь людей, которые строили их, например, башня Джань, башня Ван, башня Лю и т. д.

Даже сегодня китайцы чтут память предков, устраивая праздник и жертвоприношения в их честь.

К 1644 году строительство Великой Китайской стены было завершено. Однако это была не единая стена – она состояла из нескольких линий защитных сооружений, тянувшихся от гор к морю. В 2009 году проведя общенациональные исследования стены династии Мин, китайские учёные объявили, что её суммарная длина составляет 8850 км.

Это окончание стены носит название Шаньхайгуань, что переводится как «проход между горами и морем».

Китайцы ассоциируют стену династии Мин с драконом, раскинувшимся на их земле, здесь находится её географическое окончание, так называемая голова старого дракона на берегу Жёлтого моря.

Окончание строительства.

Недалеко от этого места, в 1644 году, командующий гарнизоном крепости Шаньхайгуань столкнулся с главным испытанием в жизни, после этого Великая Китайская стена перестала использоваться для защиты границ. Возведение стены привело к финансовому и стратегическому краху династии Мин. По всей империи разгорелись очаги восстаний. Армия крестьян повстанцев пошла маршем на Пекин, где свергла императора.

Затем они дошли до Шаньхайгуань. В это же время из степей вышла могущественная армия кочевников и тоже устремилась к крепости. Командующий крепостью оказался между двух огней – его крепость была осаждена. Его гарнизон был недостаточно силён, чтобы отражать атаку сразу по двум фронтам. Тогда объединившись с кочевниками (в то время, это было государство Маньчжурия), они нанесли удар по крестьянам – повстанцам. Армия проникла в империю и основала новую династию, которая правила до 1912 года – Империя Цин (по существующим границам – Китай + Монголия). Цин – в переводе означает «чистые». После этого случая стена оказалась не нужна.

Мифы о Великой Китайской стене:

1. Материала в ней достаточно, чтобы обогнуть всю планету.

Считается, что длинна стены (из кирпича, т. е. построенной династией Мин) составляет 8.8 тыс. км. Такое же расстояние от Киева до Токио. Так как же стена смогла обогнуть планету?
Но, т.к. во все времена строилось огромное количество стен, многие из которых не сохранились до сегодняшнего дня, общая их протяжённость, по некоторым данным составила более 50 тыс. км, что вполне хватит обогнуть нашу планету.

2. Китайскую стену можно увидеть с поверхности Луны невооружённым взглядом.

Это не так. С такого расстояния не видно абсолютно никаких творений человека. Даже на низкой околоземной орбите астронавты с огромным трудом различают это строение.

3. Строителей хоронили в стенах.

На данный момент производятся исследования при помощи магнитометров. Пока подобных захоронений не находили.

4. В раствор между кирпичами добавлялись перемолотые человеческие кости. Из-за этого он белый.

На самом деле, раствор состоит из негашёной извести и риса. Высокое содержание крахмала в рисе помогало раствору крепко соединять кирпичи.

5. Великую Китайскую стену построили русские.

Безусловно, история не является точной наукой, её можно переписать. Но если хотя бы посмотреть на карту прохождения стены, то увидим, что между РФ и Китаем находится Монголия, древние жители которой и были кочевниками. Поэтому если и строил стену не Китай, то тогда это Монголия. Плюс другие факторы – таблички с иероглифами, использование риса и т. д.

Напоследок ещё факты:

  • Стена входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО от заставы Шаньхайгуань до заставы Юймэньгуань.
  • Средняя ширина – 9 метров.
  • Наибольшая высота стены – 8 метров.
  • Восстановленные участки стены возле Пекина являются популярным туристическим направлением.
  • Некоторые участки стены были уничтожены, т. к. требовалось место для строительства.

Единственное сооружение, созданное руками человека, которое могут видеть с орбиты космонавты – Великая Китайская стена. Начало строительства датируется IV-III веком до нашей эры, как оборонительное сооружение от набегов азиатских племен в стратегически важном месте границы. В строительстве этого монументального сооружения участвовали 400 тысяч воинов. Свое начало стена берет в Шайханьгуане. Этот громадный земляной вал, обложенный камнями, громадным питоном проходит по опасным ущельям, обрывистым скалам и высохшим пустыням. Длина Стены составляет почти шесть тысяч километров, ее высота 7,8 м, ширина – 5,8 м. По всей длине стены на определенном расстоянии друг от друга выстроены сигнальные башни. Заканчивается это великое сооружение на заставе Цзяйгуань. По вершине Стены провозили необходимые грузы, доставляли боеприпасы во время военных действий. Сейчас туристам, которые преодолевают подъем на Стену пешком, выдается красочный диплом «Я был на Великой Китайской стене».

Древнейший китайский памятник

Символом Китая, символом национальной гордости, “восьмым чудом света” и одним из древнейших мировых памятников архитектуры является Великая Китайская стена. На земном шаре не найдется хоть один человек, который не слышал бы и не читал об этом великом крупнейшем грандиозном памятнике древности. Эта стена находится на местности, охватывающей территорию, от Ляодунского залива (северо-восток Пекина), через север Китая до пустыни Гоби. О конкретной длине этой достопримечательности существует несколько мнений. Но о ней со всей точностью можно сказать, что она распростерлась на расстояние больше двух тысяч километров. Учитывая также крепостные валы, которые отходят от нее, в итоге получается приблизительно 6000-6500км.

Официально, эту Великую стену стали возводить в 220 гг. до н.э. по приказу правителя Цинь Ши-хуанди. Она защищала северо-западную границу от набегов кочевых народов. Ее построение длилось сотни лет. После того, как установилось правление династии Цин, его строительство прекратилось.

Для того чтобы попасть внутрь государства, необходимо было пройти через все пропускные пункты, закрывающиеся ночью и не открывающиеся до утра. Среди народа распустились слухи о том, что для того чтобы попасть в свое государство, даже сам китайский император прождал до наступления рассвета.

В течение 2700 лет три раза шло строительство стены. На север, на построение стены отправляли заключенных, военнопленных, а также крестьян, которых забирали силой из семьи, При сооружении этой стены около двух миллионов человек погибло. В ее основании находились их останки. Исходя из этого, до настоящего времени, народ Великую Китайскую Стену называет “Стеной плача”.

На различных местах Великой стены, высота которой была от 6 до 10 метров и ширина от 5,5 до 6,5 метров, были построены казематы, сигнальные вышки и караульные башни. Крепости же были построены у основных проходов гор.

Интересная легенда и история о Китайской стене

Много людей понадобилось для построения китайской стены. Есть такая китайская легенда, согласно которой, после свадьбы муж девушки, которую звали Мюн Цзяннюй, был сослан на строительство Великой стены. После трех лет ожидания молодая жена так и не увидела своего мужа. Домой он не возвратился. Для того чтобы отнести теплую одежду своему мужу она отправилась в очень долгий, опасный и нелегкий путь. Молодая женщина, дошла до заставы Шаньхайгуань и узнав, что ее муж умер от тяжелой работы и похоронен под стеной, громко зарыдала. Тогда обвалился большой участок стены, и она увидела труп своего любимого супруга. В легендах Китая увековечена память о нелегком труде участников строительства стены. Строительство стены включала в себя несколько условий. Так, Каждая из стенных башен обязательно должна была находиться в видимой зоне двух соседних башен. Сообщения между ними передавались с помощью дыма, боя барабан или огня в ночное время. Ширина стены также была рассчитана. Она составляла 5,5 метров. Это делалось специально, потому что тогда в ряд могли маршировать пять пехотинцев или рядом могли ехать пять кавалеристов. Сейчас ее средняя высота девять метров. Дозорные же башни имеют высоту в двенадцать метров.

Стена Бадалин

Туристы, находящиеся в Китае, считают своей необходимостью посещение Китайской стены. Ежегодно миллионы людей приходят увидеть эту великолепную историческую достопримечательность. В районе горы Бадалин, расположенной в 60 км от города Пекин, находится самый посещаемый туристами участок Китайской стены. Здесь всегда полно народу. Этот участок был реставрирован в 1957 году.

Приблизительно 50 километров составляет длина этого древнейшего памятника. Вход: Y45. Летом работает с 6.00 до 22.00, а зимой – от 7.00 до 18.00. В билет включен показ 15-минутного фильма об истории возведения стены, которую показывают в круговом амфитеатре с 9.00 до 17.45, а также знакомство с музеем Китайской стены с 9.00 до 16.00. До Бадалина можно доехать и на автобусе номер 919 (в зависимости от числа остановок Y5-10), который едет каждые 10 минут от старинных ворот Deshengmen, находящихся в 500 м восточнее станции метро Jishuitan. Предупреждение: в 18.30 последний рейс автобуса из Бадалина.

На 8 часов, т. е на весь день можно взять такси в аренду с 4 пассажирами (максимум), стоимостью в Y400, а может и больше.

Помимо всего прочего, существуют туристические маршруты. Один из них – это Line C со стоимостью в Y80 туда и обратно, включающая стоимость посещения стены. Часы работы: с 6.30 до 22.00. Другой маршрут – это Line C, с остановкой у гробницы Минь со стоимостью Y140,в стоимость включены входные билеты и обед. Часы с 6.30 до 22.00.

Секреты Великой Китайской Стены

Стена Мутянью

Мутянью – это второй известный участок стены. Он расположен на 90 км севернее Пекина. Ее можно посетить с 6.30 до 18.00. Стоимость билета для входа - 35 юаней. Участок Мутянью расположен в горной местности. На нее можно подняться, воспользовавшись фуникулером. На фуникулере за билет в обе стороны потратите еще 50 юаней или только в одну сторону 35 юаней. Более радостный, дешевый спуск – это железный желоб, проходящий под канатной дорогой. На нем, в специальной капсуле, можно прокатиться вниз. Билл Клинтон также ехал в одной из кабинок фуникулера. Это можете прочитать на специальной вывеске. Может и вам удастся прокатиться в кабине президента.

Эта стена имеет большое достоинство. Она находится в очень живописном месте. Здесь людей гораздо меньше, чем в Бадалине. Люди отсутствуют после четырнадцатой башни. Поэтому, это место очень подходит для запечатления красивых и интересных моментов, фотографирования.

Здесь необходимо учесть, что этот участок стены, который состоит из лестниц, идущих вниз и вверх, сделан очень продуманно. Чтобы замедлить врага, который пробрался на стену, придумали и эти неровные, различных размеров лестницы. Не все посетители во время прогулки получают удовольствие от такого количества препятствий.

Проезжая на автобусе номер 916 до последней остановки можно дойти до башни. До самой же стены нужно пересесть в микроавтобус. Эта остановка находится в 200 м восточнее станции Dongzhimen. Вы заплатите 11 юаней на проезд. Часыработы автобусов – с 6.00 до 19.00.

Стена Симатай

В 110 километрах северо-восточнее от Пекина расположился следующий участок стены – Симатай, протяженностью в 4,5 км. 30 юаней составляет вход на этот участок. Время для посещения с 8.00 до 17. 00. Для того чтобы подняться на стену, вы должны проехаться по канатной дороге, заплатив за билет 50 юаней в оба конца или 30 – только в один конец.

С той же самой остановки Dongzhimen едут два автобуса до стены Симатай. Первый автобус под номером 970 едет в Симатай в 5:40, а в 18:30 уезжает последний обратный автобус. Второй же автобус под номером 980 едет туда в 5:50, а последний – в 19:00. Тем же способом необходимо ехать до последней остановки и потом пересесть в микроавтобус.

Здесь людей намного меньше. Людям для посещения этой стены, поднимающейся вдоль гор и спускающейся по обрывам, необходима хорошая физическая подготовка. Сторожевых башен, расположенных близко друг к другу – 35, с минимальным расстоянием между ними, составляющим 40 метров. Главная башня, на которой изображены мифические существа и украшены резьбой, является самой красивой из них. Самая же высокая - шестнадцатая башня – это башня Пекина. Для возвышения над уровнем моря на километр, ей недостает нескольких метров. Несравненный, великолепный и интересный вид открывается с нее.

На этом участке есть два места, которые особенно удивительны и опасны. Это Небесный Мост и Небесная Лестница. Небесный Мост наверху сужается до 30 сантиметров. Вы представляете, как храбрые китайские солдаты в древности могли преодолевать его? Туристов не пускают на Небесный Мост и на Небесную Лестницу. На Небесной Лестнице подъем наверх очень крутой. Лестница очень узкая и угол подъема составляет 85 градусов. Парапеты там отсутствуют.

Стена Джиншанлин

Джиншанлин находится на расстоянии 130 километров от Пекина, западнее от Симатай. Входные билеты к этому участку с середины ноября до середины марта стоят 40 юаней, а в другое время года – 50 юаней. Добраться по канатной дороге можно тем же способом и той же стоимостью, т. е 50 юаней туда и обратно и 30 в одну сторону. Здесь, как и на Симатае, одинаковое время работы, т. е. с 8.00 до 17.00.

Этот участок стены - мало отреставрированный. Здесь, очень мало посетителей и мало мест, куда могут пустить людей.

10,5 километров составляет длина стены Джиншанлин. Здесь находится 24 сторожевых башни. У них у всех разная форма. Высота дополнительных стен, которые огородили сторожевые башни - 2,5 м. Эти стены были сделаны для защиты воинов. Воины, находясь в безопасном месте, в случае нападения, могли атаковать врага, даже после того, как они смогли подняться на стену.

Около башни, которая называется Худин, в стене расположены кирпичи, на которых стоят подписи из иероглифов. Дату изготовления кирпича и подразделения, занимавшиеся строительством каждого участка, можно узнать по ним.

Добраться до Джиншалина можно тем же способом и теми же автобусами, которые едут в Симатай. Потом необходимо сесть на микроавтобус. Есть еще один способ доехать туда - на поезде №6453, который отправляется в 6:38 с Северного Пекинского вокзала до станции Gubeikou. После чего остается немного проехать на автобусе до стены.

Другие известные кусочки стены

Существуют три участка стены, которые построены из мрамора фиолетового цвета. Два участка расположены в городе Цзянъань, а другой в Янышанских горах, который называется Байянъюй. Они считаются самыми надежными, крепкими и самыми красивыми. К великому сожалению, не каждый турист может посетить эту стену.

Суть надписи, оставленной Мао Цзедуном у входа на реконструированную часть стены о том, что китаец, не побывавший на Великой Китайской Стене, – не настоящий китаец.

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.


Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.


Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

НЕКОТОРЫЕ российские исследователи (президент Академии фундаментальных наук А.А. Тюняев и его единомышленник почётный доктор Брюссельского университета В.И. Семейко) высказывают сомнение в общепринятой версии происхождения защитного сооружения на северных рубежах государства династии Цинь. В ноябре 2006 года в одной из публикаций Андрей Тюняев так сформулировал свои соображения на эту тему: «Как известно, к северу от территории современного Китая существовала другая, гораздо более древняя цивилизация. Это неоднократно подтверждено археологическими открытиями, сделанными, в частности, на территории Восточной Сибири. Впечатляющие свидетельства этой цивилизации, сопоставимой с Аркаимом на Урале, не только до сих пор не изучены и не осмыслены мировой исторической наукой, но даже и не получили должной оценки в самой России».

Что же касается так называемой «китайской» стены, то говорить о ней как о достижении древней китайской цивилизации не совсем правомерно. Здесь для подтверждения нашей научной правоты достаточно привести только один факт. БОЙНИЦЫ на значительной части стены НАПРАВЛЕНЫ НЕ НА СЕВЕР, А НА ЮГ! И это отчётливо видно не только на наиболее древних, не реконструированных участках стены, но даже и на недавних фотографиях и в произведениях китайского рисунка.

Принято считать, что её стали возводить ещё в III веке до н.э. для защиты государства династии Цинь от набегов «северных варваров» - кочевого народа хунну. В III веке н.э., во времена династии Хань, строительство стены возобновили, и она была расширена в западном направлении.

Со временем стена стала разрушаться, но при династии Мин (1368—1644), как утверждают китайские историки, стену восстановили и укрепили. Те её участки, что сохранились до нашего времени, были построены в основном в XV - XVI веках.

За три столетия правления маньчжурской династии Цин (с 1644 года) защитное сооружение обветшало и почти всё разрушилось, так как новые правители Поднебесной не нуждались в защите с севера. Только в наше время, в середине 1980-х годов, началась реставрация участков стены как материального свидетельства древнего происхождения государственности на землях Северо-Восточной Азии.

Ранее самими китайцами было сделано открытие о принадлежности древней китайской письменности другому народу. Есть уже опубликованные работы, доказывающие, что этим народом были Славяне Арии.
В 2008 году на Первом международном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина Тюняев сделал доклад «Китай - младший брат Руси», в ходе которого представил фрагменты неолитической керамики с территории
восточной части Северного Китая. Изображённые на керамике знаки не были похожи на китайские иероглифы, но продемонстрировали практически полное совпадение с древнерусской руницей - до 80 процентов.

Исследователь на основании новейших археологических данных высказывает мнение, что в период неолита и бронзы население западной части Северного Китая было европеоидным. Действительно, по всей Сибири, вплоть до Китая, обнаруживаются мумии европеоидов. Согласно данным генетики это население имело древнерусскую гаплогруппу R1a1.

В пользу этой версии говорит и мифология древних славян, повествующая о перемещении древних русов в восточном направлении - их возглавляли Богумир, Славуня и их сын Скиф. Эти события отражены, в частности, в Велесовой книге, которую, оговоримся, не признают академические историки.

Тюняев и его сторонники обращают внимание на то, что Великая Китайская стена была сооружена аналогично европейским и русским средневековым стенам, основное предназначение которых - защита от огнестрельных орудий. Строить подобные сооружения начали не ранее XV века, когда на полях сражений появились пушки и другие осада орудия. Ранее XV века у так называемых северных кочевников артиллерии не было.

Обратите внимание с какой стороны светит солнце.

НА ОСНОВЕ этих данных Тюняев высказывает мнение, что стена на востоке Азии была построена как оборонительное сооружение, обозначающее границу между двумя средневековыми государствами. Её воздвигли после того, как достигли договорённости о разграничении территорий. И это, как считает Тюняев, подтверждается картой того
времени, когда граница между Российской империей и Цинской империей проходила именно по стене.

Речь идёт о карте Цинской империи второй половины XVII-XVIII века, представленной в академической 10-томной «Всемирной истории». На той карте подробно изображена стена, проходящая точно по границе между Российской империей и империей маньчжурской династии (Цинской империей).

Существуют и другие варианты перевода с французского словосочетания«Muraille de la Chine» - «стена от Китая», «стена, отграничивающая от Китая». Ведь в квартире или в доме мы называем ту стену, которая отделяет нас от соседей, соседской стеной, а ту стену, которая отделяет нас от улицы, - наружной стеной. То же самое мы имеем и при названии границ: финская граница, украинская граница... В этом случае прилагательные указывают только на географическое расположение российских границ.
Примечательно, что в средневековой Руси существовало слово «кита» - вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений. Так, название района Москвы Китай-город дано в XVI веке по тем же соображениям - постройка состояла из каменной стены с 13 башнями и 6 воротами...

По мнению же, закреплённому в официальной версии истории, Великую Китайскую стену начали строить в 246 году до н.э. при императоре Ши-хуанди, её высота составляла от 6 до 7 метров, цель строительства - защита от северных кочевников.

Российский историк Л.Н. Гумилёв писал: «Стена протянулась на 4 тысячи км. Высота её достигала 10 метров, и через каждые 60- 100 метров высились сторожевые башни». Он же отмечал: «Когда работы были закончены, оказалось, что всех вооружённых сил Китая не хватит, чтобы организовать эффективную оборону на стене. В самом деле если на каждую башню поставить небольшой отряд, то неприятель уничтожит его раньше, чем соседи успеют собраться и подать помощь. Если же расставить пореже большие отряды, то образуются промежутки, через которые враг легко и незаметно проникнет в глубь страны. Крепость без защитников - не крепость».

Более того,башни бойницы находятся с Южной стороны,как бы защищающиеся отражали атаки с СЕВЕРА????
Андрей Тюняев предлагает сравнить две башни - из Китайской стены и из Новгородского кремля. Форма башен одинакова: прямоугольник, слегка зауженный кверху. Со стены внутрь и той и другой башни ведёт вход, перекрытый круглой аркой, выложенной из того же кирпича, что и стена с башней. Каждая из башен имеет два верхних «рабочих» этажа. В первом этаже и той и другой башни сделаны круглоарочные окна. Количество окон первого этажа и у той и у другой башни - 3 на одной стороне и 4 на другой. Высота окон примерно одинаковая - около 130-160 сантиметров.
А что говорит сравнение сохранившихся башен китайского города Пекина со средневековыми башнями Европы? Крепостные стены испанского города Авилы и Пекина весьма сходны между собой, особенно в том, что башни расположены очень часто и практически не имеют архитектурных приспособлений для военных нужд. Пекинские башни имеют только верхнюю палубу с бойницами, причём выложены в одну высоту со всей остальной стеной.
Ни испанские ни пекинские башни, не обнаруживают столь высокого сходства с оборонительными башнями Китайской стены, как это проявляют башни русских кремлей и крепостных стен. И это повод для размышлений историкам.