Благодать и стойкость: Духовность и исцеление в истории жизни и смерти Трейи Кимам Уилбер. Благодать и стойкость скачать бесплатно, кен уилбер благодать и стойкость скачать книгу, отзывы благодать и стойкость - путь к себе Предисловие Людмилы Улицкой

Окраска

Spirituality and Healing in the Life and Death ofTreya Killam Wilber

Shambhala, Boston

Кен Уилбер Б Л А Г О Д А Т Ь И С Т О Й К О С Т Ь

Духовность и исцеление в истории жизни и смерти Трейи Киллам Уилбер

открытый мир

Москва, 2008

УДК 1/14:616 ББК 87.2+55.6 У36

By arrangement with Shambhala Publications, 200 Massachusetts Avenue, Boston, Massachusetts 02115, USA

Публикуется по согласованию с издательством «Шамбала Пабликейшнз», США, и Агентством Александра Корженевского, Москва Перевод с английского под общей редакцией О. Вавилова Ответственный редактор Р. Макуш

Кен Уилбер

У36 Благодать и стойкость: Духовность и исцеление в истории жизни и смерти Трейи Кимам Уилбер. - М. : Открытый Мир, 2008. - 656 с.

ISBN 978-5-9743-0127-8

В книге описывается путь жизни, борьбы, духовного исцеления и смерти Трейи Киллам Уилбер, жены философа Кена Уилбера, на протяжении пятилетней истории ее раковой болезни. Глубокие комментарии Кена, затрагивающие вопросы традиционных и альтернативных подходов к заболеванию и лечению, проблемы соединения мужских и женских путей жизни, восточных и западных традиций знания, в сочетании с дневниковыми записями Трейи, с предельной честностью и искренностью повествующими о ее внутренних исканиях, создают эту завораживающую картину совместного путешествия в поисках здоровья и исцеления, целостности и гармонии через страдание, смирение и внутреннее преображение.

Кен Уилбер - один из наиболее известных передовых философов современности, яркий представитель трансперсональной психологии, признанный в академических кругах разработчик интегральной теории всего, объединившей мистический опыт и науку, бизнес и искусство, философию и политику. Его книги переведены более чем на двадцать языков мира. В настоящее время он живет в Боулдере, штат Колорадо, США.

УДК 1/14:616 ББК87.2+55.6

©Ken Wilber, 1991 © ООО «Открытый Мир», 2008

Предисловие Людмилы Улицкой7

Предисловие редактора русского издания10

Предисловие ко второму изданию14

К читателю23

Глава 1. Несколько объятий, несколько

сновидений25

Глава 2. За пределами физики47

Глава 3. Обреченные на поиски смысла79

Глава 4. Вопрос баланса105

Глава 5. Вселенная внутри140

Глава 6. Тела и разума больше нет!164

Глава 7. «Моя жизнь внезапно пошла

под откос»184

Глава 8. Кто я?212

Глава 9. Нарцисс, или Замкнутое «я»237

Глава 10. Пора исцеления265

Глава 11. Психотерапия и духовность291

Глава 12. На другой лад333

Глава 13. Estrella367

Глава 14. Какой вид помощи действительно

помогает? 397

Глава 15. Нью-эйдж413

Глава 16. Послушайте, как поют птицы! 442

Глава 17. «Теперь весна - мое любимое

время года» 472

Глава 18. Но не мертвый!505

Глава 19. Страстная безмятежность 540

Глава 20. Помощник572

Глава 21. Благодать и стойкость601

Глава 22. К лучезарной звезде 631

П Р Е Д И С Л О В И Е Л.У Л И Ц К О Й

П Р Е Д И С Л О В И Е Л Ю Д М И Л Ы

У Л И Ц К О Й

Кена Уилбера знает весь мир. Его книги читают слегка чокнутые искатели запредельных откровений и строгие ученые с хорошо организованными мозгами. Это неудивительно - он один из первых, кто дерзнул с помощью научных методик исследовать области, которые испокон веков считались эзотерическими. Кен Уилбер, биохимик, современный ученый, совершает головокружительную попытку исследовать «гармонию» с помощью «алгебры». Речь в данном случае, конечно, не о музыкальной гармонии, которая прекрасно согласуется с математическими моделями, а о гармонии высшей, небесной, о тончайших связях между человеком и богом, если мы допускаем его существование. Областью пристального интереса Кена Уилбера оказывается психология. Он не создает никакой новой теории, но совершает интереснейшую попытку соединить традиционные европейские знания - здесь в узел завязаны собственно психология, анатомия, биохимия, биофизика, физиология, философия - со знаниями и интуициями Востока, которые дифференцируются по другим принципам и часто просто несводимы в общую систему. «Интегральная теория» и есть результат этого интереснейшего исследования. С равным успехом этот многолетний труд можно назвать и духовным путешествием: сам автор устремлен к тому типу целостного знания, при котором теория и практика неразъединимы, духовное и материальное начала не рассматриваются как антитеза, а разум, сознание не пережили разрыва с чувством, интуицией. Это путь принятия жизни и принятия смерти, путь дзен, или дао. И дело не в названии.

В книге «Благодать и стойкость» описывается путь жизни, борьбы, духовного исцеления и смерти Трейи Киллам Уилбер, жены философа Кена Уилбера, на протяжении пятилетней истории ее раковой болезни.

Глубокие комментарии Кена, затрагивающие вопросы традиционных и альтернативных подходов к заболеванию и лечению, проблемы соединения мужских и женских путей жизни, восточных и западных традиций знания, в сочетании с дневниковыми записями Трейи, с предельной честностью и искренностью повествующими о ее внутренних исканиях, создают эту завораживающую картину совместного путешествия в поисках здоровья и исцеления, целостности и гармонии через страдание, смирение и внутреннее преображение.

Предисловие Людмилы Улицкой

Кена Уилбера знает весь мир. Его книги читают слегка чокнутые искатели запредельных откровений и строгие ученые с хорошо организованными мозгами. Это неудивительно — он один из первых, кто дерзнул с помощью научных методик исследовать области, которые испокон веков считались эзотерическими. Кен Уилбер, биохимик, современный ученый, совершает головокружительную попытку исследовать «гармонию» с помощью «алгебры». Речь в данном случае, конечно, не о музыкальной гармонии, которая прекрасно согласуется с математическими моделями, а о гармонии высшей, небесной, о тончайших связях между человеком и богом, если мы допускаем его существование. Областью пристального интереса Кена Уилбера оказывается психология. Он не создает никакой новой теории, но совершает интереснейшую попытку соединить традиционные европейские знания — здесь в узел завязаны собственно психология, анатомия, биохимия, биофизика, физиология, философия — со знаниями и интуициями Востока, которые дифференцируются по другим принципам и часто просто несводимы в общую систему. «Интегральная теория» и есть результат этого интереснейшего исследования. С равным успехом этот многолетний труд можно назвать и духовным путешествием: сам автор устремлен к тому типу целостного знания, при котором теория и практика неразъединимы, духовное и материальное начала не рассматриваются как антитеза, а разум, сознание не пережили разрыва с чувством, интуицией. Это путь принятия жизни и принятия смерти, путь дзен, или дао. И дело не в названии.

Когда Кену исполняется 34 года, он встречает замечательную женщину по имени Трейя: они как будто созданы друг для друга, и встреча их оказывается настоящим чудом — совпадения мыслей, чувств, пути… Они еще не справили свадьбу, а в груди Трейи уже завелся зародыш ее будущей смерти — одна из самых агрессивных раковых опухолей, карцинома.

Пять лет, день за днем, месяц за месяцем, год за годом, Кен и Трейя проходят свой крестный путь. Два человека, прошедшие разнообразные духовные практики, знакомые с разнообразными техниками медитаций, высокообразованные: Кен — биохимик, прекрасно ориентирующийся в современных методах лечения рака, оба они — вегетарианцы, давно уже отказавшиеся от животной пищи, применяющие разного рода очистки организма, мечутся от надежды к отчаянию, от душевной усталости к подъему, от эйфории к разочарованию. Вопрос, столь знакомый всем тяжело больным людям: «за что?», постепенно растворяется. Огромная духовная работа, которые проделывают Кен и Трейя Уилбер, завершается смертью, которую можно назвать красивой. Происходит примирение, и уход Трейи становится достойным завершением их счастливого, хотя и недолгого брака.

Книга «Благодать и стойкость» написана Кеном Уилбером спустя несколько лет после смерти жены. Она состоит из дневниковых записей обоих супругов, и их история чрезвычайно важна для тех, кому приходило в голову, что смерть — неотъемлемая часть жизни, что именно смерть придает смысл человеческому существованию, одних лишая перспективы, другим придавая силы для самой жизни. Современная цивилизация склонна обходить явление смерти, делая вид, что ее не существует, пытается ее игнорировать, рождает в людях обманчивую идею, что если вести себя «хорошо», «соответствующим образом», то смерти можно избежать. Кен и Трейя Уилбер признали факт неизбежности смерти, боролись до последнего со страхом, и рассказанная ими история может оказаться плодотворной для тех, кто готов идти их путем.

Именно здесь, на этом пороге, кончается человеческая логика и начинается все то новое, к чему испокон века стремится человеческая душа.

Опыт Кена и Трейи Уилберов — уникальная попытка осмысления этого перехода. Их опыт — не история поражения, а свидетельство героической борьбы со страхами и победы над ними. Большего человеку не дано.

Людмила Улицкая, м ай 2008

Предисловие редактора русского издания

Книга, которую вы держите в руках, удивительна и уникальна. Именно так — удивительна и уникальна. Я знаю, что авторы вступительных слов часто злоупотребляют сильными эпитетами, чтобы привлечь внимание к представляемой ими книге. Но в данном случае иначе и не скажешь. Я бы и хотел сказать иначе, но не могу, не имею права — это было бы нечестно.

Я закончил редактуру книги «Благодать и стойкость» месяц назад, но до сих пор чувствую в своей душе непреодолимый магнетизм и необычайную силу истории, которая в ней рассказана, — истории надежды и трагедии, борьбы и подвига, храбрости и отчаяния, и, наконец, истории прощения и примирения, духовности и безусловной любви, благодати и стойкости, истории жизни и смерти Трейи Киллам Уилбер.

Эта история похожа на страшный сон с необычайным концом. Но в том-то и дело, что это не сон…

Современной медицине до сих пор окончательно неизвестны истинные причины, вызывающие рак. Равно как и истинные причины исцеления от него. Мы знаем лишь, что есть определенные факторы риска — экологические, гастрономические, психологические, генетические. И мы знаем, что порой это происходит — человек заболевает раком. Иногда это можно объяснить факторами риска, иногда нет. Мы знаем также, что примерно в половине случаев происходит ремиссия. Иногда это можно объяснить выбранным способом лечения — традиционным или альтернативным, иногда нет.

Однако мы знаем очень мало или почти ничего о том, через что приходится пройти человеку, обнаружившему у себя рак, — с какими вызовами, внутренними и внешними, психологическими, культурными и социальными, ему приходится столкнуться. И мы практически совсем ничего не знаем о той, другой половине — о судьбе тех, кому не посчастливилось войти в статистические 50 % случаев ремиссии.

На знание об этом в нашем обществе наложено неписанное двойное табу. Первое табу — это запрет на подлинное знание о смерти. Второе табу — это запрет на подлинное знание о ценностях победы и поражения. Оба табу порождают страх — страх перед смертью и страх перед поражением. Общество боится смерти и неудачников. Причем очень часто на умирающих смотрят как на неудачников — ни больше ни меньше. Общество не хочет знать о раке и еще более не хочет знать о судьбе тех, кто попал в другую половину статистических данных. Потому что общество видит в них неудачников, проигравших, а в их судьбах — историю поражения. Но гак ли это на самом деле? Видит Бог, что не так.

И эта история как раз об этом. История о смерти, которая обернулась величайшей победой.

Эта история рассказана самой Трейей и ее мужем — Кеном Уилбером. И хотя формальным автором книги является Кен, все же подлинный голос истории — это голос самой Трейи, голос живой и искренний, подкупающий своей обнаженной честностью. По большому счету, эта книга — дневник Трейи, ее письма, ее стихи и лишь в последнюю очередь воспоминания Кена.

Из переписки читателей книги "Благодать и стойкость"
НАТАЛЬЯ:
Эта книга - ОЧЕНЬ сильная.
Думаю, она изменила меня. Она научила меня УЧИТЬСЯ понимать себя, принимать
себя и изменять себя в том, что не хочу в себе принять...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ я очень похожа на нее - те же проблемы... тот же перфекционизм, невозможность просить…но ее мощный интеллект и отважное стремления понять себя и дожить жизнь ДРУГОЙ... меня очень вдохновило...Я еще не до конца...немного осталось...

Если бы с самого начала не знала, что она умрет, думаю, начала бы не только неистово
надеяться на чудо, но и...молиться о нем... Ее смерть... вот это ее...счастливое, вопреки
всему, умирание... дали такие великие УРОКИ, которых, пожалуй, давно не преподала мне ничья жизнь...
И не покидает ощущение, что умирает... родной, близкий, очень дорогой человек... Спасибо, дорогая Трейя, за твою силу... и свет твой будет жить со мной...
Плачу вот.......И сердце ноет... Я должна дочитать до конца. Пойду...

Там Кен говорит:"Будь Свидетелем своей судьбы, а не ее жертвой."... Я думала об этом... Принять свою судьбу... Без упрека, разочарования и чувства горечи...
Принять ВСЕ в ней, как МОЕ, ИМЕННО мое... Это случается со мной, ДЛЯ Меня, и, если я чем-то недовольна, значит я не извлекла свих уроков, того ОСОЗНАННОГО опыта, который сделает горечь, тревогу, разочарование ДАРОМ осмысления уроков. Свидетельствовать без предвзятости и корысти, без той...слезливой "любви" к себе, которая всегда застит глаза и делает тебя способной только к тому, чтобы.... винить других, вместо того, чтобы понять себя...
Слава Богу, я прошла этот Рубикон. Мне помогла Трейя.

ЕЛЕНА:
Ты..сильно не идеализируй Трейю...ты опять говоришь...с какого-то Эвереста...так нельзя, Наташа... хотя...я читаю только на 20 странице...может и я взойду... на СВОЙ Эверест...

НАТАЛЬЯ:
Нет, я ее НЕ ИДЕАЛИЗИРУЮ, поверь. Ты там дальше прочтешь, какие глубокие конфликты и бездны преодолели эти люди, Трейя и Кен, и в себе, и в своих отношениях...И дожить свою жизнь, зная, что ты СКОРО и ТОЧНО умрешь ТАК...Это уже..., действительно, ИДЕАЛЬНАЯ смерть с точки зрения поиска и обретения своего Духа...Конечно, не дай Бог оказаться на ее месте, но, если бы... не знаю, смогла бы я ТАК
принять, ТАК искать и найти в себе главное, обрести ТАКУЮ женственность - созидательную, бескорыстную, дающую... Она была прекрасным человеком... Кен... неповторим и почти непостижим в своей... абсолютной ЧЕСТНОСТИ к себе и к ней...
Я буду читать ВСЕ его книги - систематизация, анализ и интеграция знаний Востока и Запада, по-моему, единственно правильный путь в попытке обрести... ПОРЯДОК в голове

И потом... не с какого-то Эвереста, а... с подножия - на Эверест, ну, по крайней мере,
на ВЫСОКУЮ вершину!))) А она ТАКИ была... попыткой добраться до вершины, это
очевидно!
И БЕСПОЩАДНАЯ, ОТКРЫТАЯ честность и ее, и Кена... сделала эту книгу СИЛЬНОЙ...Там ведь без "слезок" этих наших, без соплей, без охов-вздохов, без "ужастиков"
поистине УЖАСНОГО - умирания от НЕИЗЛЕЧИМОЙ болезни, ОБРЕЧЕННОСТИ умереть...
Но она пережила ЭТО ПО-ДРУГОМУ - в поиске освобождения от своих ДУШЕВНЫХ "недугов"...
И так же в этой книге есть очень много ЦЕННЫХ мест...теоретически-практических...

Я бы хотела ПОТОМ встретиться с Трейей..........

Посоветовал мне некогда один хороший человек эту книгу - "Благодать и стойкость" Кена Уилбера. Книга про то, как умирала от рака его жена, Трейя. Конечно же, я полезла в википедию и через пять минут для меня не осталось в содержании никакой интриги: Кен и Трейя познакомились, полюбили друг друга, очень быстро (через 4 месяца после знакомства) поженились, а ещё через неделю у Трейи был обнаружен рак - один из самых агрессивных видов, злокачественная карцинома. Трейя прожила ещё 5 лет, в течение которых безостановочно лечилась. Но рак распространялся, постоянно усиливался и всё оказалось бесполезно. О том, как семья Кена и Трейи прошла через испытания болезнью и умиранием, и написана эта книга.

А ещё из интернета я узнала, кто такой сам Кен Уилбер : он философ, мистик, эзотерик и создал концепцию интегральной психологии и философии (которая настолько всеобъемлюща, что процесс вникания в неё я отложила на потом). Главное, что стало понятно: это крупный современный мыслитель (родился в 1949 г.). После смерти жены от рака в 1989 году он так и не женился снова и живёт один, отдавая всего себя разработке своей философской концепции.

Само описание умирания меня не пугало - я и Толстого читала ("Смерть Ивана Ильича" фактически вся вот про это - про умирание от опухоли), и мало ли где ещё в русской классической литературе герои продолжительно умирают и борются со смертью. Но книга меня захватила, и чем дальше - тем было интереснее. Я даже удивилась, как мало оказалось в ней смерти и протеста, и как много живой жизни, со всеми её радостями и огорчениями. Огорчений было немало, и большинство - совсем не из-за рака. Хотя, если честно, я из книги узнала множество подходов к лечению рака, и альтернативных и классических (Трейе, правда, в итоге ни один не помог).

Важные вещи, которые я вынесла из книги:


  • Это не история умирания. Это история жизни семейной пары, в которой один из партнёров (партнёрша) больна. Совсем не смерть главный герой книги. Когда Кен и Трейя ссорятся, рак, конечно, фигурирует, но это ссора семейной пары, зашедшей в тупик в отношениях, и их конфликты описаны беспристрастно и честно.

  • Кен, как автор, совершенно не приукрашивает себя, не льстит себе, не приписывает себе красивые слова и поступки. Его честность потрясает: например, он в деталях описывает ту ссору, в которой ударил Трейю (вообще-то, только один раз за всю семейную жизнь, и он сам этим не гордился, и они оба в тот же день записались к семейному психологу, который помог им разобраться в отношениях). Я, если честно, ещё больше зауважала Кена Уилбера за этот рассказ - ну да, хорошие люди могут совершать плохие поступки (иногда), я это знала. Но важно не то, чтобы вся жизнь была прожита без единого плохого поступка (так не бывает), а то, что мы делаем, когда понимаем, что делаем нечто плохое. Кен Уилбер, поступив плохо:


  1. немедленно прекратил, как только осознал происходящее;

  2. не лгал, что этого не делал

  3. принял вину на себя, а не валил на жену: "это она меня вынудила"

  4. постарался возместить ущерб и искренне принёс извинения

  5. больше никогда так не делал.


  • Наверное, это и есть инструкция о том, что нужно делать, когда поступаешь плохо.

  • Кен не лжёт и в описаниях Трейи. Она у него в книге (видимо, и в жизни) постоянно плачет - не из-за мужа, а из-за того, что постоянно приходят плохие новости. Рак оказывается стойким, рак не сдаётся, победить болезнь так и не получилось. Трейя, получив очередное плохое известие, горько рыдает, а потом собирается и делает то, что нужно (что прописали врачи или что сказано в новом плане лечения от нетрадиционных целителей). Она не строит из себя "железную", которой не больно - но она находит в себе силы действовать, пусть и утирая слёзы. Как сильно это отличается от принятых в нашем обществе представлений о "стойкости"! У нас почему-то считается, что мужественен тот, по кому даже не догадаться, что у него трудности. Трейя совсем не строит из себя неуязвимую - она просто, через любой страх и боль, находит в себе силы бороться. Горько поплачет - и снова за работу. Это потрясает и вызывает глубочайшее уважение.

  • Когда люди попадают в стрессовую ситуацию, у них обостряются их ключевые свойства характера. У Трейи, с её стойкостью, это оказалась склонность всё контролировать. Она стала непреклонной, как каменная стена, и постоянно пыталась рулить даже теми вещами, которые к ней ну совершенно не относились - так она реагировала на страх и тревогу. А Кен, всё больше прижимаемый к стене, стал язвителен настолько, что друзья называли его "ядовитой змеёй", он огрызался, поливал всё злым сарказмом и вовсю использовал свой острый язык. Да, находиться вблизи их семьи во время обострения кризиса, полагаю, было не очень приятно (именно тогда и случилась упомянутая выше драка, после которой супруги осознали, что им нужна помощь психолога).

  • Ещё одна важная вещь, про которую мало кто говорит - и даже мало кто осознаёт. Дело в том, что когда в семье большие проблемы, когда один из супругов болен, то помощь нужна не только ему. Другой партнёр, который оказывает помощь, здоровый - он тоже очень и очень нуждается в помощи. Он устаёт, он напуган, он страдает (любимый человек смертельно болен, это, знаете ли, невесело), он подавлен и падает духом. И ему нужно откуда-то брать силы, чтобы организовывать лечение, оказывать уход, подбадривать больного, улыбаться ему, поддерживать и отвлекать от тягостных мыслей. И ему порой совсем не легче, чем больному. И в какой-то момент эта мысль доходит и до Кена с Трейей, и они понимают, что помощь любимого человека - это не только когда Кен несёт истерзанную Трейю на процедуры или держит её за руку, когда она приходит в себя после изнуряющей терапии. Это и когда она поддерживает усталого и перепуганного мужа, улыбается ему и говорит ободряющие слова. Это даёт совершенно невозможную степень близости между родными людьми, и в этом очень и очень нуждается тот, кто посвятил себя уходу за больным человеком. А больной, кстати, в этом действии черпает свою силу: он жив, он не только пассивный принимающий помощь, не жалкий инвалид, не жертва. Он может и сам что-то сделать - такое, в чём нуждается любимый супруг. Поддержка от больного здоровому неожиданно оказывает мощный целительный эффект, причём на обоих.

  • А ещё эта книга о боли и страхе. О том, как трудно осваиваться в новом мире - мире болезни - полном неизвестности и непредсказуемости. О том, как ядовита бывает надежда, которая даёт призрачные силы и отнимает реальные. О том, как беспощадная правдивость, будучи пугающей, помогает лучше сладеньких сказочек о том, что "всё будет хорошо". Правдивость заставляет глядеть в лицо фактам, тогда как лживая надежда позволяет не сталкиваться с осознанием, что я мал и слаб и совсем один против страшного врага. Правдивость требует мужества и душевных сил, чтобы устоять, но в обмен даёт незамутнённую, чистую силу, свет и принятие. Надежда лжёт, давая иллюзию защищённости: "этот мир справедлив, каждый получает по заслугам", "если я буду поступать правильно, со мной никогда такого не случится", "мне воздастся", "страдания окупятся", "меня придут и спасут". Правда в том, что каждому может выпасть ужасный жребий в случайной лотерее, никто не будет виноват и никак этого невозможно предотвратить. Это ужасно, но это правда. И даже осознание этой тяжёлой, кошмарной, мучительной правды может оказаться целительным - как бы странно это не звучало.

  • И, в конце концов, это потрясающая книга о большой любви. Поразительно мощная и глубокая - именно из-за честности и правды в каждой строке.

  • Кен Уилбер, конечно, натолкал туда свою философскую концепцию, в которой мне разбираться совершенно не хотелось - и я её пропускала почти всю целиком. Когда-нибудь к ней вернусь и прочитаю. Наверное. А пока можно проходить мимо - концепция Уилбера вынесена в отдельные главы, их можно просто пролистывать. Я была слишком увлечена историей Трейи, чтобы читать ещё и теорию.