Академик и павлов. И.П. Павлов и его учение

Внешняя

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Иван Петрович Павлов, - творец материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Это учение имеет огромное практическое значение в медицине и педагогике, в философии и психологии, в спорте, труде, в любой деятельности человека - всюду оно служит основой и отправной точкой.

Основные направления научной деятельности Павлова - исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию "изолированного желудочка" и наложению фистул пищеварительные железы, применил новый для своего времени подход - "хронический эксперимент", позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние "острых" экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. Используя метод " изолированного желудочка" Павлов установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторный и гуморально-клинический.

Следующий этап в научной деятельности Ивана Петровича Павлова - изучение высшей нервной деятельности. Переход от работ в области пищеварения был обусловлен его представлениями о приспособительном характере деятельности пищеварительных желёз. Павлов полагал, что приспособительные явления определяются не просто рефлексами со стороны полости рта: причину следует искать в психическом возбуждении. По мере получения новых данных о функционировании внешних отделов головного мозга формировалась новая научная дисциплина - наука о высшей нервной деятельности. В ее основе лежало представление о разделении рефлексов (психических факторов) на условные и безусловные.

Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов; доказали, что условнорефлекторная деятельность осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга. В коре больших полушарий был открыт центр торможения - антипод центра возбуждения; исследованы разные типы и виды торможения (внешние, внутренние); открыты законы распространения и сужения сферы действия возбуждения и торможения - основных нервных процессов; изучены проблемы сна и установлены его фазы; исследована охранительная роль торможения; изучена роль столкновения процессов возбуждения и торможения в возникновении неврозов.

Широкую известность Павлову принесло его учение о типах нервной системы, которое тоже основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения.

Наконец, еще одна заслуга Павлова - учение о сигнальных системах. У человека, помимо первой сигнальной системы, присущей так же и животным, имеется и вторая сигнальная система - особая форма высшей нервной деятельности, связанная с речевой функцией и абстрактным мышлением.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Научное творчество Ивана Петровича Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей - медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии и психологии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии. психология нервный павлов

В 1904 году Иван Петрович Павлов был удостоен Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения.

В 1907 году Павлов был избран членом Российской Академии Наук; иностранным членом Лондонского королевского общества.

В 1915 году был награжден медалью Копли Лондонского королевского общества.

В 1928 году стал почетным членом Лондонского королевского общества врачей.

В 1935 году в возрасте 86-ти (!) лет Павлов председательствовал на сессиях 15-го Международного физиологического конгресса, проходившего в Москве и Ленинграде.

Анализ биографического творческого пути Ивана Петровича Павлова

По мере того, как я читала разные биографии Ивана Петровича, в моем воображении создавался образ ледокола, танка, который пробирается сквозь дебри, лед, напролом, ведя за собой людей как буксир караван судов. Ощущение неиссякаемой энергии, бьющей ключом из этого великого человечищи, ощущение непоколебимой мощи, тесно переплетенной со страстью к науке. Человек с чувством собственного достоинства, гениальный мыслитель, он в то же время был очень скромным, не терпящим преклонения перед собой патриотом своей Родины.

Складывается впечатление, что не обстоятельства, не окружающие люди формировали его как ученого, а он сам! Исключительно за счет своего трудолюбия, упорства в достижении цели, своей пылкой любви к физиологии. Более того, своим примером, содействием, Иван Петрович помогал становлению многих других ученых.

Блестящий учёный, научный деятель, сделавший множество открытий в сфере физиологии и медицины, Павлов И.П. родился в Рязани в 1849 году. Он был сыном и внуком служителей церкви.

Получив начальное образование в церковном заведении, продолжил обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. Впоследствии он был зачислен в Военно-хирургическую академию, которую окончил с золотой медалью. За свои исключительные исследования академик Павлов И.П. получил Нобелевскую премию.

Увлечения

Ивана Петровича с детства воодушевляло коллекционирование насекомых и растений. Он просил рязанских детей приносить ему гусениц и затем наблюдал за развитием бабочек. Как-то раз ему привезли необычной окраски бабочку с острова Мадагаскар, которую он приколол в самый центр своей коллекции.

Позднее загорелся страстью к филателии. Все, кто знал о его хобби, присылали ему новые марки. Сам сиамский принц, однажды посетивший Институт экспериментальной медицины, пополнил коллекцию марками своего государства.

Собирательство книг – ещё одно увлечение. В день рождения любого члена его большой семьи преподносились произведения какого-нибудь писателя.

Коллекционировать картины Павлов начал с покупки портрета сына Володи, написанного известным портретистом Н.А Ярошенко. Однажды ему подарили картину с изображением моря на закате в Силламяэ, и у него появился реальный интерес к живописи. Содержание картин он понимал по-своему, представляя не то, что видит сам, а как, возможно, мыслит художник.

Характерные черты

Иван Павлов получил в наследство от отца такие черты характера как настойчивость в достижении цели и стремление к совершенству, что пригодилось ему в дальнейшей жизни и работе.

В годы учёбы в семинарии Иван был лучшим слушателем и давал частные уроки отстающим. Ему нравилось преподавать своим однокашникам. Иван Петрович был требовательным, не терпящим оплошностей, иногда резким, но отходчивым человеком.

По сведениям очевидцев, Павлов был левшой, что при его ловкости и профессионализме не мешало ему проводить сложные операции и опыты. Но с присущей ему страстностью и волей он тренировал свою правую руку.

У Павлова было слабое зрение, и он ничего не видел без очков. Несмотря на это, он очень много читал. Каждую книгу привык прочитывать дважды, а затем мог цитировать большие фрагменты из неё.

Учёный умел вести длительные и интересные дискуссии, имел звание пылкого спорщика, жёстко отстаивал свою точку зрения, не любил, когда оппонент уходил от разговора.

Павлову принадлежит остроумное решение исследований под названием «мнимое кормление». Этот метод позволял получать желудочный сок, исключая попадания пищи в желудок. «Хронический» эксперимент позволял наблюдать за процессами организма, не нарушая его целостности. Все опыты проводились на собаках. Профессор очень трепетно относился к животным и любил их.

Павлов и отдых

В жизни Павлов был высоким, хорошо сложенным человеком. Он обладал энергией, ловкостью и силой . Семья Павловых снимала в местечке Силламяэ дачу. С утра он поливал растения и ухаживал за клумбами, потом все вместе ходили в лес за грибами. А по вечерам катались на велосипеде. Часто на участке дачи проводились городошные соревнования. Кроме соседей, в них принимали участие его коллеги, сыновья, друзья – писатели и художники. Для молодёжи там был своеобразный дискуссионный клуб.

Павлов постоянно занимался гимнастикой. Он создал общество любителей физической культуры и велосипедной езды, став в нём председателем.

Курьёзные эпизоды из жизни

Его лучший ученик и последователь Л.А. Орбели ассистировал академику при операциях. Во время одной из них Павлов, работая быстро, слаженно, начал ругаться. Обиженный ассистент решил уйти из помощников, чем удивил учителя. А потом тот признался, что к его ругани надо привыкнуть, как к запаху «псины».

Проводя зимние каникулы со своей будущей женой Серафимой Карчевской, Павлов, будучи сам студентом, отправился с ней за тёплыми сапожками. Рождество провели весело и счастливо. Вернувшись в деревню, где работала после женских курсов его невеста, обнаружилась пропажа одного сапога. Он оказался у жениха: влюблённый оставил его себе на память.

Отношение к революции

Учёный встретил революцию в 70-летнем возрасте и не скрывал к ней своего негативного отношения. Ленин и его соратники боялись высказываний признанным во всём мире учёного против советской власти, окажись он за рубежом, поэтому ему создавали все условия для проведения исследований на родине.

В его лаборатории всегда были свет, дрова, инвентарь, отменный корм для животных. Многие сотрудники по настоянию академика досрочно возвращены из армии.

Он посылал гневные письма в Совнарком, где осуждал политику коммунизма. Он протестовал против включения в академию посторонних людей, не сведущих в науке. Резко критиковал большевиков и призывал не бояться их. Никто не мог последовать примеру учёного из боязни перед властями. В дальнейшем он прекратил посещать заседания, мешавшие его труду.

Память о великом русском учёном останется на века. Улицы в городах России и за рубежом, станции метрополитена в Праге и Харькове, площадь в Праге, высшие учебные заведения и иные медицинские учреждения, село в Ленинградской области, самолёт авиакомпании «Аэрофлот», кратер на оборотной стороне Луны и астероид названы его именем.

К 150-летию в 1999 году вышли 2 монеты банка России с его изображением. Его образ увековечен в 16 монументах и на двух марках. Были созданы биографические кинофильмы, изданы книги с описанием его многолетнего труда. Учреждены несколько наград за продолжение дела Павлова и становление медицины и психологии.

(1849-1936)- великий отечественный ученый-физиолог, академик с 1907 г., лауреат Нобелевской премии (1904).

Начальное и среднее образование И. П. Павлов получил в духовном училище и семинарии г. Рязани (1860-1869). Находясь под сильным влиянием прогрессивных идей русских революционных демократов, а также сочинения И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлов решил стать естествоиспытателем и поступил в 1870 г. на естественное отделение физ.-мат. ф-та Петербургского ун-та. Занимаясь в ун-те, И. П. Павлов одновременно в лаборатории проф. И. Ф. Ци-она выполнил несколько научных исследований; за работу «О нервах, заведывающих работой в поджелудочной железе» (совместно с М. М. Афанасьевым) И. П. Павлов был награжден золотой медалью (1875). По окончании ун-та (1875) И. П. Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии (с 1881 г. Военно-медицинская академия). Одновременно с обучением в академии работал в лаборатории проф. К. Н. Устимовича; провел ряд экспериментальных работ, за совокупность к-рых был награжден золотой медалью (1880). В 1879 г. И. П. Павлов окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен при ней для усовершенствования; с 1879 г. по приглашению С. Г1. Боткина в течение 10 лет работал в физиол. лаборатории при его клинике, фактически руководя всеми фармакол. и физиол, исследованиями. Постоянное общение с С. П. Боткиным сыграло важную роль в формировании И. П. Павлова как ученого.

В 1883 г. И. П. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины и в следующем году получил звание приват-доцента ВМА. В период своей второй заграничной научной командировки (1884--1886 гг., первая была в 1877 г.)работал в лабораториях Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии ВМА, а в 1895 г.- кафедры физиологии, где проработал до 1925 г. С 1891 г. одновременно заведовал физиол, отделением Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его непосредственном участии; эту должность занимал до конца жизни. В 1913 г. по инициативе И. П. Павлова для исследований в области в. н. д. было построено специальное здание, в к-ром впервые были оборудованы звуконепроницаемые камеры (так наз. камеры молчания) для изучения условных рефлексов.

После Великой Октябрьской социалистической революции творчество И. П. Павлова достигло своего расцвета. В январе 1921 г. за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет СНК РСФСР о создании условий, обеспечивающих научную работу И. П. Павлова. Спустя несколько лет его физиол, лаборатория в Академии наук преобразована в физиологический ин-т, а лаборатория в Ин-те экспериментальной медицины - в отдел физиологии; в селе Колтуши (ныне село Павлово) под Ленинградом была построена биологическая станция, ставшая, по выражению И. П. Павлова, столицей условных рефлексов. Труды И. П. Павлова получили международное признание. И. П. Павлов был избран членом 22 академий наук - Франции (1900), США (1904), Италии (1905), Бельгии (1905), Голландии (1907), Англии (1907), Ирлаш дии (1917), Германии (1925), Испании (1934) и др., почетным членом многочисленных отечественных и 28 иностранных научных об-в; доктор honoris causa многих отечественных ун-тов и 11 ун-тов других стран. В 1935 г. на 15-м Международном конгрессе физиологов (Ленинград - Москва) И. П. Павлов удостоен почетного звания «старейшины физиологов мира».

И. П. Павлов - один из наиболее. выдающихся представителей современного естествознания, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, основатель крупнейшей физиологической школы современности и новых подходов и методов исследований в физиологии. Он занимался изучением многих актуальных проблем физиологии и медицины, но наиболее систематические и обстоятельные его исследования относятся к физиологии сердечно-сосудистой и пищеварительной систем и высших отделов ц. н. с.: они по праву считаются классическими, открывшими новые страницы в соответствующих разделах физиологии и медицины. Новыми и ценными оказались результаты его исследований также по отдельным вопросам физиологии эндокринной системы, сравнительной физиологии, физиологии труда и по фармакологии.

Будучи глубоко убежденным, что «для естествоиспытателя - все в методе», И. П. Павлов детально разработал и ввел в практику физиол, исследований метод хрон, эксперимента, в своей методологической основе исходящий из необходимости многостороннего и обстоятельного исследования функций организма в естественных условиях, в неразрывной связи и взаимодействии с окружающей средой. Этот метод вывел физиологию из тупика, созданного господствовавшим длительное время односторонним аналитическим методом острого вивисекционного эксперимента. Используемый еще в ранних работах И. П. Павлова по физиологии кровообращения, метод хрон, эксперимента был возведен им в ранг нового научного экспериментального принципа в фундаментальных исследованиях по физиологии пищеварения и затем доведен до совершенства при изучении функций высших отделов ц. н. с.

Для научного творчества И. П. Павлова характерен принцип нервизма (см.), в соответствии с к-рым все его исследования были пронизаны идеей о решающей роли нервной системы в регуляции функц, состояния и деятельности всех органов и систем организма. Многолетние исследования И. П. Павлова по физиологии и патологии большого мозга можно рассматривать как логическое завершение и олицетворение этого принципа. Будучи убежденным сторонником неразрывного и взаимовыгодного союза физиологии и медицины, И. П. Павлов изучал не только нормальную, но и экспериментально нарушенную деятельность органов и систем, вопросы функциональной патологии, профилактики и терапии возникших болезненных состояний. g В начальном периоде своей научной деятельности И. П. Павлов занимался изучением вопросов физиологии сердечно-сосудистой системы, исследуя гл. обр. вопросы рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения и характер действия центробежных нервов и сердца. В своих с исключительной тщательностью подготовленных и проведенных на высоком методологическом уровне опытах И. П.Павлов установил, что любое изменение кровяного давления благодаря адаптивному рефлекторному изменению сосудистого русла и деятельности сердца, осуществляемому через посредство внутренних рецепторов самой системы и блуждающих нервов, сравнительно быстро возвращается к норме. Путем подобной саморегуляции поддерживается относительное постоянство уровня АД, наиболее благоприятного для кровоснабжения основных жизненно важных органов и систем организма. И. П. Павловым было установлено, что среди центробежных нервов сердца наряду с нервами, способными изменять частоту сердечных сокращений без изменений их силы, существуют и усиливающие нервы, способные изменять силу сердечных сокращений без изменений их частоты. И. П. Павлов объяснил это свойством данных нервов менять функциональное состояние сердечной мускулатуры, улучшать ее трофику. Тем самым И. П. Павловым был заложен фундамент теории о трофической иннервации тканей, получившей дальнейшее развитие в исследованиях Л. А. Орбели и А. Д. Сперанского. Исследованиями И. П. Павлова и его сотрудников было доказано, что принцип рефлекторной саморегуляции является универсальным принципом деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма (см. Саморегуляция физиологических функций).

Крупным экспериментальным достижением И. П. Павлова явилось создание нового способа изучения деятельности сердца с помощью так наз. сердечно-легочного препарата (1886), с помощью к-рого было сделано важное для физиологии и медицины открытие - выделение легочной тканью вещества, препятствующего свертыванию крови. Циркулирующая через сердечно-легочный препарат кровь долго не свертывалась, хотя протекала через систему стеклянных и резиновых трубок; когда же кровообращение через легкие выключалось, кровь быстро свертывалась. Это открытие на десятилетия предвосхитило исследования зарубежных ученых, обнаруживших то же вещество в легких и печени и назвавших его гепарином. В разработке сердечно-легочного препарата И. П. Павлов на несколько лет опередил англ. физиолога Э. Старлинга.

Одновременно с изучением сердечно-сосудистой системы П.П. Павлов исследовал физиологию пищеварения. В основе этих его работ лежала идея нервизма, под к-рой он понимал «физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма». Однако изучение регуляторной функции нервной системы в процессах пищеварения было ограничено методическими возможностями физиологии того времени. Многие физиологи проводили эксперименты на «хронически оперированных» животных. Однако выполненные ими операции оказались неполноценными или по замыслу, напр, операция маленького желудка по Гейденгайну, при к-рой изолированный кусок желудка лишается иннервации, или по технике исполнения, напр, операция Бернара и Людвига по выведению наружу протоков поджелудочной и слюнных желез через канюли, при к-рой устья протоков вскоре зарастали или были недостаточны для точного и обстоятельного исследований функций надлежащего органа, напр, желудочная фистула по Басову. Требовалось поднять технику этих операций на более высокий уровень и заново создать полноценный метод хрон, эксперимента. И. П. Павлов виртуозно осуществил при строгом соблюдении всех правил асептики и антисептики целую серию остроумных и тонких хирургических операций на собаках - перерезку пищевода в сочетании с фистулой желудка, наложение оригинальных фистул протоков слюнных желез, поджелудочной железы и желчных пузыря и протока, создание полноценной модели маленького желудка и т. п. Хрон, фистулы обеспечивали доступ к соответствующим глубоко лежащим органам пищеварительной системы и создавали возможность обстоятельного изучения их функций без нарушения иннервации, кровоснабжения, характера работы, без изменения связи и взаимодействия между разными органами. На эзо-фаготомированных животных, имеющих хрон, фистулу желудка, был поставлен знаменитый опыт с мнимым кормлением (см.). Впоследствии такие операции были использованы И. П. Павловым для получения чистого желудочного сока.

Владея всеми этими методами, И. П. Павлов, по существу, создал заново физиологию пищеварениями.). Впервые и с предельной четкостью им была показана ведущая роль нервной системы в регуляции пищеварительного процесса.

И. П. Павлов изучил динамику секреторного процесса желудочных, поджелудочной и слюнных желез, работу печени при употреблении пищи различного качества, доказал их способность приспосабливаться к характеру возбудителей секреции.

Примером выявленной И. П. Павловым координации секреторной и двигательной деятельности органов пищеварительной системы может служить процесс эвакуации пищевой массы из желудка в двенадцатиперстную кишку. Им было установлено, что этот процесс регулируется реакцией содержимого двенадцатиперстной кишки. Наличие в ней кислого содержимого тормозит эвакуацию путем сжатия пилорического сфинктера; когда же благодаря выделению панкреатического сока и желчи, имеющих щелочную реакцию, содержимое нейтрализуется и становится щелочным, пилорический сфинктер расслабляется, мышцы желудка сокращаются и выбрасывают очередную порцию содержимого в кишку.

Крупным научным событием стало открытие И. П. Павловым в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки энтерокиназы (см.)- первого примера «фермента ферментов», к-рый непосредственно не участвует в пищеварении, а преобразовывает неактивный профермент панкреатического сока в активный фермент трипсин (см.), расщепляющий белки. Позже другими исследователями были обнаружены иные вещества такого типа, названные киназами (см.).

В 1897 г. И. П. Павлов опубликовал «Лекции о работе главных пищеварительных желез» - труд, в к-ром он обобщил результаты своих исследований в области физиологии пищеварения. За этот труд, ставший руководством для физиологов всего мира, б 1904 г. И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия.

Занимаясь изучением связей организма животных с окружающей средой, осуществляемых под контролем нервной системы, И. П. Павлов закономерно пришел к необходимости исследования функций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к этому послужили наблюдения за так наз. психической секрецией слюны у животных, наступающей при виде (или на запах) пищи, под действием различных раздражителей, связанных с приемом пищи, и т. д. Основываясь на высказываниях И. М. Сеченова о рефлекторной природе проявлений деятельности головного мозга, И. П. Павлов пришел к выводу, что явление психической секреции дает в руки физиолога возможность объективного изучения так наз. душевной деятельности.

Усилиями врачей и естествоиспытателей 18 и 19 вв. было уже создано представление о том, что большие полушария мозга являются органом психической деятельности. Однако основные источники познания функций мозга - клин, наблюдения за больными со значительными врожденными дефектами мозга или с прижизненными его повреждениями, а также эксперименты на низших и высших животных с хирургическим повреждением различных участков коры большого мозга и даже с полным ее удалением или с электрическим и механическим раздражением отдельных ее частей оказались недостаточными для выявления и изучения физиол, механизмов и закономерностей высшей нервной деятельности.

Приступая к исследованиям в этой области, И. П. Павлов отмечал, что физиология «высшего» мозга находится в тупике и что эта физиология со времени 70-х гг. 19 в. стоит на месте и за последние 30 лет в этой области ничего не было сделано нового. При изучении процессов рефлекторной секреции слюны И. П. Павлов столкнулся с явлениями, к-рые он наблюдал раньше при исследовании рефлекторной секреции желудочного сока: у подопытной собаки слюна выделялась не только в момент самого кормления, но и при виде и запахе пищи, при виде посуды, из к-рой обычно кормили ее, и т. п. Это явление И. П. Павлов первоначально приписывал «психическому возбуждению», «воле и желаниям» животного, однако вскоре отказался от субъективно-психологической трактовки этих явлений и стал рассматривать их как рефлексы, но рефлексы особенные, приобретенные в индивидуальной жизни. Последующее обстоятельное изучение рефлексов выявило ряд других специфических их особенностей. Важнейшее биол, значение рефлексов нового типа состоит в том, что они возникают, формируются и стабилизируются при определенных условиях - регулярном совпадении различных раздражителей (световых, звуковых, механических и др.) с какой-нибудь биологически существенной деятельностью организма (пищевой, оборонительной и др.). В результате между отдельными мозговыми пунктами приложения действия данного раздражителя и данной деятельности замыкается новая нервная связь. Поэтому раздражитель, сочетаемый ранее с тем или иным видом биол, деятельности, приобретает значение сигнала, способного самостоятельно ее вызывать. Выяснилось, что рефлексы нового типа характеризуются крайней вариабельностью, изменяются в неизмеримо большей степени и в гораздо более широких пределах, чем прирожденные рефлексы. Новый тип рефлекса И. П. Павлов назвал условным рефлексом (см.), считая, что другие возможные названия («сочетательный», «индивидуальный» и т. п.) менее точно характеризуют его. В связи с этим он предложил назвать прирожденные рефлексы безусловными (см. Безусловный рефлекс), имея в виду их неизменяемость или неизмеримо меньшую изменчивость от разных условий. И. П. Павловым и его учениками было установлено, что у высших животных выработка условного рефлекса является функцией коры больших полушарий мозга и что в основе выработки и осуществления условных рефлексов лежит процесс возбуждения структур коры, а в основе ослабления и блокирования их - торможение этих структур.

С открытием условного рефлекса был найден один из подходов к разгадке глубочайших тайн работы большого мозга. Еще в раннем периоде своих исследований в этой области И. П. Павлов отмечал: «Для физиологии условный рефлекс сделался центральным явлением, пользуясь которым, можно было все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий». Метод условных рефлексов стал, по существу, наиболее совершенным вариантом разработанного И. П. Павловым и с успехом примененного в прежних исследованиях научного метода хрон, эксперимента, в к-ром учитывались прежде всего специфические особенности нового объекта исследования - мозга, обращалось особое внимание на важность объективного и строго научного изучения его функций. Эксперименты проводились гл. обр. на собаках в специальных камерах, изолирующих подопытное животное от неконтролируемых внешних воздействий; камеры представляли собой своеобразную окружающую среду, факторы к-рой действуют на подопытное животное не беспорядочно, а по усмотрению экспериментатора. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова послужили основанием для создания материалистического учения о высшей нервной деятельности (см.), в соответствии с к-рым в. н. д. осуществляется высшими отделами ц. н. с. и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой. Наиболее сложные из этих взаимоотношений, наиболее совершенное и точное приспособление организма к внешним условиям существования осуществляются именно условными рефлексами, составляющими основной и превалирующий компонент этой деятельности. И. П. Павлов считал, что понятие «высшая нервная деятельность» равнозначно понятию «поведение» или «психическая деятельность». Под низшей нервной деятельностью И. П. Павлов подразумевал деятельность средних и низших отделов ц. н. с., к-рая состоит в основном из безусловных рефлексов и посредством к-рой регулируются взаимоотношения между органами и системами самого организма. Как было показано еще опытами Э. IIфлюгера, И. М. Сеченова и самого И. П. Павлова, всякий рефлекс наделен определенными адаптивными свойствами и значительной приспособительной вариабельностью. Однако высшего уровня развития и качественно новой формы проявления эти свойства достигают в условных рефлексах, благодаря чему обеспечивается наиболее совершенное, точное и тонкое приспособление организма к условиям оружающей среды. Условнорефлекторная деятельность возникает в ответ на сигналы, предшествующие жизненно важным воздействиям. Это дает организму возможность заблаговременно стремиться к благоприятным факторам и избегать неблагоприятных. Т. к. сигнальное значение может приобрести бесчисленное множество разных раздражителей, то это значительно расширяет диапазон восприятия событий в окружающей среде и возможности адаптивной деятельности организма. Вариабельность условных рефлексов в широких пределах, начиная от небольших колебаний до полного временного блокирования (процессом торможения), чрезвычайная зависимость от изменений окружающей средывнутренней среды самого организма) делает их исключительно гибким и совершенным средством приспособления к непрерывным изменениям в условиях существования. Эти принципиальные положения учения И. П. Павлова были затем подкреплены экспериментами, проведенными на собаках и обезьянах в условиях свободного их передвижения.

И. П. Павлов считал, что условный рефлекс при всей своей универсальности для всего животного мира, претерпевает в процессе эволюции бурное развитие, непрерывно растет число его форм и уровень совершенства. Это привело к появлению у человека качественно нового типа сигнализации, а именно опосредованной сигнализации - речи (см.), где слово выступает как сигнал предметных или первичных сигналов. И. П. Павлов назвал эту качественно новую форму сигнализации второй сигнальной системой действительности и считал ее продуктом социальной жизни и трудовой деятельности человека. В отличие от первосигнальной, или обычной условно-рефлекторной, деятельности, обеспечивающей лишь примитивные абстракции (элементарные обобщения предметов и явлений и предметное мышление), вторая сигнальная система является основой осуществления сложнейших абстракций, широкого обобщения предметов и явлений природной и социальной среды и мышления (см.). И. П. Павлов поднял рефлекторную теорию (см.) на принципиально новый уровень, а теоретические высказывания И. М. Сеченова и ряда других ученых о рефлекторном генезе и природе деятельности мозга превратил в экспериментально обоснованное учение.

И. П. Павлов разработал также ряд других важных вопросов физиологии мозга. Он предельно убедительно доказал динамический характер локализации функций в коре большого мозга (см. Кора головного мозга). Согласно его концепции корковые концы анализаторов, или проекционные зоны коры, состоят из ядерных участков с расположенными в них высокоспециализированными нервными элементами, осуществляющими совершенный анализ и синтез, и из обширных областей с рассеянными элементами, способными к несовершенному анализу и синтезу; причем поля рассеянных элементов, воспринимающих раздражения разных модальностей, перекрывают друг друга. И. П. Павлов внес четкость в понимание физиол, механизмов типологических особенностей нервной системы. По данным его лаборатории, в основе этих особенностей лежит сила основных нервных процессов - возбуждения (см.) и торможения (см.), баланс между ними и их подвижность. Различные комбинации этих свойств создают разные типы нервной системы животных. Будучи детерминированными генетически, эти особенности могут изменяться под воздействием факторов окружающей среды и воспитания. Своими исследованиями И. П. Павлов выявил принципиально новую роль процесса торможения в деятельности коры большого мозга - роль охранительного, восстановительного и целебного фактора для ее нервных элементов, утомленных, ослабленных и истощенных в результате напряженной или продолжительной работы. Под этим углом зрения нормальный сон (см.) он рассматривал как проявление сплошного торхмо-жения всей коры большого мозга и ближайшей подкорки, а гипноз (см.) - как проявление торможения отдельных участков коры. Эта концепция явилась теоретической основой лечения сном. По мнению И. П. Павлова, застойное и глубокое торможение более или менее значительных участков мозга, возникшее под воздействием истощающих патогенных факторов и являющееся физиол, мерой самоохранения, может проявляться в виде тех или иных патол, отклонений в его деятельности.

В течение многих лет И. П. Павлов экспериментально изучал патологию мозга, а в последние годы жизни стал интересоваться также нервными и психическими заболеваниями человека. Его исследования по экспериментальным неврозам животных, о предрасполагающих и порождающих неврозы этиол, факторах, о значении типологических особенностей нервной системы в генезе и характере неврозов, о физиол, механизмах и функциональной архитектуре неврозов, их классификации, принципах и мерах профилактики и терапии представляют исключительный интерес для клин, медицины не только в теоретическом, но и практическом плане (см. Неврозы экспериментальные).

Учение И. П. Павлова о в. н. д. является одним из величайших достижений естествознания нашего столетия, представляет собой систему наиболее достоверных, полных, точных и глубоких знаний о функциях мозга и имеет исключительно важное значение для материалистического мировоззрения и огромное прикладное значение для медицины, психологии, педагогики, научной организации сложных трудовых процессов. В совр, науке оно является наиболее адекватной естественнонаучной основой марксистско-ленинской теории отражения.

Научное творчество И. П. Павлова составляет целую эпоху в развитии естествознания. Оно выдвинуло его в ряды таких гигантов естествознания, как И. Ньютон, Ч. Дарвин, Д. И. Менделеев. И. П. Павлов подготовил болыиоз число научных работников, ставших в последующем руководителями крупных научных коллективов и создавших свои научные направления. К их числу относятся, в частности, С. П. Бабкин, К. М. Быков, Г. П. Зеленый, Д. С. Фурсиков, А. Д. Сперанский, И. П. Разенков, П. С. Купалов, Н. А. Рожанский, Н. И. Красногорский, Г. В. Фольборт, А. Г. Иванов-Смоленский, П. К. Анохин. Под руководством И. П. Павлова в разные годы работали Л. А. Орбели, А. Ф. Самойлов, Е. Конорский, У. Гантт. Число его последователей в нашей стране и за ее пределами растет с каждым годом. В США, Японии, Италии, Индии, Чехословакии существуют павловские научные об-ва по изучению в. н. д. Проблемам развития учения И. П. Павлова регулярно посвящаются отечественные и международные симпозиумы, конференции, конгрессы.

Имя И. П. Павлова присвоено ряду научных учреждений и учебных заведений. АН СССР учреждены премия им. Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и золотая медаль его имени, присуждаемая за совокупность работ по развитию учения И. П. Павлова.

Сочинения: Центробежные нервы сердца, дисс., Спб., 1883; Полное собрание трудов, т. 1 - 5, М.-Л., 1940 - 1949.

Библиография: Анохин П. К. Иван Петрович Павлов, М.-Л., 1949; Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов, М., 1974; И. П. Павлов в воспоминаниях современников, под ред. E. М. Крепса, Л., 1967; Коштоянц X. С. Повесть из жизни акад. Павлова, М.-Л., 1937; Купалов П. С. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов, М., 1949; Летопись жизни и деятельности акад. И. П. Павлова, сост. H. М. Гуреева и Н. А. Чебышева, Л., 1969; Мозжухин А. С. и Самойлов В. О., И. П. Павлов в Петербурге-Ленинграде, Л., 1977; Переписка И. П. Павлова, сост. H. М. Гуреева и др., Л., 1970; Сборник, посвященный 75-летию И. П. Павлова, под ред. В. Л. Омелянского и Л. А. Ор-бели, Л., 1925; Фролов Ю. П. Иван Петрович Павлов, М., 1949; В а Ь-k i n В. P. Pavlov, a biography, Chicago, 1949; Cun y H. Ivan Pavlov, P., 1962; M i s i t i R. II riflesso conaizionato, Pavlov, Roma, 1968.

Э. А. Асратян.

Великий русский ученый, физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Выпускник Петербургского университета (1876) и Медико-хирургической академии (1879). Академик Петербургской Академии наук (1907), Российской Академии наук (1917), Академии наук СССР (1925). Лауреат Нобелевской премии (1904).

Основные научные труды

«Центробежные нервы сердца» (1883); «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897); «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы»(1923); «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927.

Вклад в развитие медицины

    С 1878 г. стоял во главе исследовательской лаборатории при клинике С.П.Боткина в Военно-медицинской академии.

    Возглавлял физиологический отдел Института экспериментальной медицины и кафедру фармакологии Военно-медицинской академии (с 1890).

    В 1904 г. за работы по пищеварению получил Нобелевскую премию.

    С 1907 г. руководил физиологической лабораторией Академии наук (ставшей в советский период крупнейшим физиологическим институтом АН СССР, носящим ныне имя И.П.Павлова).

    Руководил работой биологической станции, организованной для его исследований по решению Совнаркома (1921) в селе Колтуши (ныне Павлово) под Ленинградом.

    Научное значение трудов И.П.Павлова столь велико, что история физиологии делится на этапы – допавловский и павловский .

    Создал принципиально новые методы исследования, ввел в практику метод хронического эксперимента, позволяющий изучать деятельность нормального организма в его связи со средой.

    Наиболее выдающиеся исследования И.П.Павлова относятся к области физиологии кровообращения, физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности.

    Впервые на сердце теплокровного животного показал существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. В дальнейшем это послужило основой для разработки им учения о трофической функции нервной системы.

    Показал, что деятельность пищеварительного тракта находится под регулирующим влиянием коры головного мозга.

    Завершением физиологических работ по кровообращению и пищеварению явилось его учение о высшей нервной деятельности.

    Показал, что в основе т.н. душевной (психической) деятельности лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в высшем отделе центральной нервной системы – коре головного мозга.

    Открыл и изучил условные рефлексы, лежащие в основе высшей нервной деятельности. Раскрыл ряд самых сложных процессов, происходящих в головном мозге.

    Разъяснил механизм сна, гипноза, охарактеризовал типы нервной системы, разъяснил сущность ряда психических заболеваний человека и предложил методы их лечения.

    Изучая высшую нервную деятельность человека, разработал учение о второй сигнальной системе, которая в отличие от первой сигнальной системы, присущей человеку и животным, свойственна только человеку (членораздельная речь и отвлеченное мышление). Посредством сигнальных систем человеческий мозг отражает все многообразие внешнего мира, производит анализ и синтез поступающих раздражений, что и составляет физиологические основы мышления человека.

    Впервые в истории физиологии применил в больших масштабах стерильные операции на животных.

    Учение И.П.Павлова оказало огромное влияние на развитие физиологии, медицины, психологии, педагогики.

    В 1935 г. Международный физиологический конгресс, проходивший под председательством И.П.Павлова в Ленинграде и Москве, присвоил ему звание «старейшины физиологов мира» (princeps physiologorum mundi ).

    В 20-30-х годах И.П.Павлов неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия, подавления свободы мысли.

    В «Письме к молодежи» (1935) И.П.Павлов писал: «Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины… Научитесь делать черную работу в науке… Никогда не думайте, что вы все знаете. И, как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я – невежда».

Иван Петрович Павлов, вклад в медицину которого трудно переоценить, сделал множество открытии, которые повлияли на многие науки.

Иван Павлов: вклад в науку

Открытия Ивана Павлова по физиологии пищеварения заслужили высшее международное признание. Его работа послужила толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности.

Павлов Иван Петрович посвятил своей работе около 35 лет жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности.

Гениальный русский академик И. П. Павлов, проведя серию экспериментальных работ, явил миру понятие условного рефлекса . Суть его состоит в том, что, сочетая условный стимул с безусловной реакцией, появляется устойчивое временное новообразование. В своих опытах Павлов перед тем как покормить собаку использовал звуковой сигнал (условный стимул). Со временем он заметил, что слюновыделение (безусловный рефлекс ) у животного появляется только лишь при уже знакомом звуке, без демонстрации еды. Однако, связь эта оказалась временной, то есть без периодического повторения схемы «стимул – реакция», условный рефлекс тормозится. На практике мы можем выработать условную реакцию у человека на любой раздражитель: запах, определенный звук, внешний вид и т. д. Примером условного рефлекса у человека может служить вид или просто представление лимона. Во рту начинает активно вырабатываться слюна.

Еще одной важной его заслугой является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности . Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.