А зори здесь тихие сокращенное содержание. Борис Васильев А зори здесь тихие…

Штукатурка

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…

Шел май 1942 г., на 171-м разъезде солдаты млели от безделья и тишины. Налеты прекрати­лись, однако над разъездом постоянно кружили разведчики, поэтому командование держало там две зенитные счетверенки. Комендантом разъез­да был хмурый старшина Федот Евграфыч Ва­сков, который устал бороться с пьянством в своей части и просил у командования непьющих солдат. Наконец в его распоряжение прислали военных, которые точно не стали бы пить самогон и уви­ваться за местными красавицами. Это были пер­вое и второе отделения третьего взвода пятой ро­ты Отдельного зенитно-пулеметного батальона, состоящие из молоденьких девчат. Старшина сна­чала даже растерялся. Потом он сам строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы отказа­лись вставать на постой к хозяйкам.

На разъезде наступила тишь, однако комендан­ту было нелегко. Новые подчиненные оказались девчатами боевыми и задиристыми, поэтому он постоянно боялся сказать что-нибудь не то, чтобы не попасть на острый язычок.

Тридцатидвухлетний командир боялся наме­ков и шуточек насчет ухаживаний, поэтому ходил всегда, уставившись в землю. Девчата же промеж себя считали и называли его старичком. Васков и на самом деле скоро стал покашливать на каж­дом шагу - после того, как случайно наткнулся на первое отделение, загорающее под ярким май­ским солнцем. Командир Осянина, строгая, неулыб­чивая девушка, была вместе со всеми.

Рита Осянина первой из класса вышла замуж - за командира-пограничника, погибшего на второй день войны.

Молодая женщина успела еще в мае отправить своего маленького сына к родителям в тыл, поэто­му, когда началась война, она рвалась воевать. Ее отправили в полковую зенитную школу. Затем она оказалась на разъезде. Рита всегда держалась особ­няком от других девчат, которые казались ей еще зелеными, хотя они были ее ровесницами.

Именно к Осяниной в отделение прислали Ев­гению Комелькову, рыжую белокожую красави­цу, возлюбленную одного из штабных командиров, который был женат. Неожиданно Рита разоткро­венничалась с Евгенией, рассказав ей о своей жиз­ни. Та только коротко заметила, что у Риты теперь имеется личные счеты, как и у нее, потерявшей в один момент всю семью. Евгения была очень жиз­нерадостной и озорной. Только она могла расшеве­лить командира Осянину. Приехав на пункт наз­начения со своим отделением, Рита стала вдруг время от времени исчезать по ночам. Некоторые девчата знали об этих отлучках, но, думая, что за­вела гордячка ухажера, молчали.

Однажды, возвращаясь, как обычно, в барак, Рита случайно наткнулась на незнакомого росло­го человека, стоящего к ней спиной. Она шагнула в куст, глядя, как к чужаку присоединился еще один и они пошли в лес. Как только неизвестные скры­лись, Рита, как была, босиком, побежала к стар­шине. Она рассказала командиру о чужаках в лесу. Васков приказал девушке поднимать по боевой тревоге команду. Старшина связался с командо­ванием и доложил, что в лесу замечены немцы в количестве двух человек в маскировочных ха­латах. Был отдан приказ изловить немцев. В распо­ряжение старшины выделили пять человек. В груп­пу вошла также Рита, видевшая своими глазами врагов. Помимо нее, в лес должны были пойти ры­жая и озорная Комелькова, худенькая Соня Гур­вич, коренастая Лиза Бричкина и неразлучная с Комельковой Галя Четвертак.

Васков решил, что немцы, скорее всего, пробира­ются к железнодорожному полотну, путь к кото­рому пролегает через Вопь-озеро. Короткой доро­ги они не знают, значит, пойдут в обход. Старшина с отрядом по короткому пути смогут опередить немцев и встретить их на озере. Васков надеялся, что спрячет своих девчат понадежнее, а уж сам най­дет, о чем потолковать с немцами.

Бойцы его шагали бодро. Старшина старался посуровее относиться к своим подчиненным, что­бы те оставили свои хаханьки и серьезно отнес­лись к походу. Шли парами. Командиру выпало идти с Гурвич, переводчицей. Он узнал, что девуш­ка сама из Минска и ее родные сейчас «под нем­цем». Она переживала за них, зная, как фашисты расправляются с евреями. Отряд подошел к топи. Старшина вырубил для своего воинства и для се­бя шесть добрых слег и объяснил девчатам, как лучше всего двигаться по опасному месту. Во вре­мя трудного перехода у Четвертак засосало сапог. Комелькова хотела было помочь, однако Васков громким окриком остановил ее. Кругом трясина, шаг в сторону грозил верной смертью. Отряд вы­шел передохнуть на небольшой островок. Галя вышла в одном чулке. Дав немного девчатам от­дохнуть, старшина повел их дальше. Наконец вы­шли к протоке, и командир дал сорок минут на то, чтобы помыться, постираться и оправиться. Сам он, помывшись, смастерил Четвертак из бересты чуню. На разутую ногу незадачливого бойца наде­ли два шерстяных носка командира, обмотали пор­тянкой и прикрутили бинтом чуню.

Перекусив, отряд двинулся дальше. Гнал их Вас­ков ходко, чтобы у девчат высохла одежда и они не замерзли. Иногда он переходил на бег. Бежал, пока у самого дыхания хватало, но бойцы держа­лись стойко, только раскраснелись. К вечеру вышли к Вопь-озеру. Здесь решили поджидать немцев. Отряду нужно было успешно выбрать позиции - основную и запасную. По расчетам враги могли появиться не раньше чем через четыре часа. По­зиция была отлична: немцы сумели бы пройти толь­ко по узкой песчаной полоске у берега, чтобы до­стать отряд, им пришлось бы часа три огибать гряду, тогда как бойцы Васкова могли отходить напря­мую. После обеда по приказу все вещи девчата оставили на запасной позиции под охраной Чет­вертак. Остальных Васков сам развел по местам, наказав, чтобы лежали, как мыши.

Вернувшись на запасную позицию, Васков об­наружил, что у Гали жар: сказалось хождение по холодной воде без сапога. Старшина плеснул в круж­ку спирт и заставил Четвертак его выпить. Затем наломал лапник, постелил его, покрыл Галю своей шинелью, приказав отдыхать. Уже перевалило за полночь, а немцев все не было видно. Васков стал переживать, что вообще проворонил их, побояв­шись вступить в открытый бой, пожалев своих девчонок-бойцов. Рита, успокаивая командира, пред­положила, что немцы сделали привал, ведь они тоже люди. Старшина отправил ее отдыхать.

На рассвете он разбудил Осянину, указав ей на всполошившихся сорок. Отряд занял свою пози­цию. Наконец на опушку выскользнули двое, од­нако за их спинами продолжали колыхаться кус­ты. Девчата из своих укрытий насчитали шестнад­цать человек.

Старшина приказал бойцам неслышно отсту­пать на запасную позицию. Васков растерялся: всю жизнь он как военный выполнял только чу­жие приказы, не заботясь о том, чем они продик­тованы. Сейчас он не знал, что делать. У него не было ни автоматов, ни пулеметов, ни сноровистых мужиков - только пятерка смешливых девчат да пять обойм на винтовку. Васков принял решение. Он спросил Лизу, дочь лесника, выросшую в лесу, запомнила ли она дорогу назад. Когда та ответила утвердительно, отправил ее за подмогой, еще раз проинструктировав насчет болота.

Когда командир дошел до запасной позиции, девчата, как воробьи, бросились к нему. Сначала Васков хотел прикрикнуть за то, что не выстави­ли караул, однако, глянув на их напряженные ли­ца, только сказал, что плохо дело. Подкрепление можно было ждать не раньше чем к ночи. Ввязы­ваться с винтовками против автоматов в бой было смешно. Старшина решил запутать немцев, не пустить через гряду, чтобы те пошли вокруг Легонтова озера. Все эти соображения он выложил своим бойцам. Причем делал это нарочито спо­койно, чтобы не вызвать у девчат панику, спра­шивая их мнение. Немцам нужно было как можно тише добраться до цели, поэтому они выбирали самые глухие тропы. Девчонки пошушукались, а потом спросили старшину, что стали делать бы немцы, встретив лесорубов. Командиру идея пон­равилась. Чужаки вряд ли будут рисковать, пока­зываясь лесорубам: вдруг где-нибудь поблизости есть еще одна бригада. Мигом сообщат, куда надо. Васков принял девичий план к исполнению и вы­брал место, чтобы немцы вышли прямо на них на другой стороне реки. Девчатам он велел жечь кост­ры, аукаться, создавая побольше шума, да снять все, что могло бы определить военную форму. Левый фланг командир взял на себя, чтобы в случае, если немцы все-таки задумают переправляться, он мог бы нескольких уложить и дать девчатам время на то, чтобы разбежаться. Создавая види­мость, Васков как можно громче подрубал деревья перебегая с одного места на другое. Наконец с пе­редового секрета прибежала Гурвич и сообщила, что чужаки близко.

Все девчата разбежалась по своим местам, толь­ко Четвертак на том берегу замешкалась, снимая чуню. Тогда старшина взял ее на руки и, как ре­бенка, понес на другую сторону, ворча, что вода холодная, а хворь в девушке еще держится.

Впереди брела Гурвич, раздвигая коленками холодную воду. Обернувшись, она выпустила юб­ку в воду. Комендант сердито крикнул, чтобы она подобрала подол. Девчата подняли шум на берегу, иногда к ним присоединялся Васков, чтобы был слышен мужской голос. Сам же он внимательно смотрел на противоположный берег, где должны были появиться немцы. Наконец кусты зашевели­лись. Старшина боялся, что немцы пошлют на их берег разведку и по пальцам пересчитают лесо­рубов. Рядом Евгения вдруг сорвала гимнастерку и, громко позвав девчат купаться, рванула к воде. Немцы снова спрятались в кустах. Женька пле­скалась в воде, а Васков ждал, что вот-вот ударит очередь в девушку.

Он откликнулся и, повалив несколько деревьев, вышел на берег. Он сказал Женьке, что из района сейчас придет машина. Женька потянула Васкова за руку, и он увидел, что, несмотря на улыбку, гла­за девушки были полны ужаса. Улыбаясь, стар­шина тихо приказал Комельковой уходить с бере­га. Однако Женька только громко смеялась. Тогда командир схватил ее одежонку и, крикнув, чтобы она догоняла, запетлял по берегу. Девушка завиз­жала и побежала за Васковым. Оказавшись в кус­тах, старшина хотел сделать выговор, однако, обер­нувшись, увидел, что Женька, скорчившись, сидит на земле и плачет. Они добились своего: немцы уш­ли в обход Легонтова озера.

Они ждали Бричкину с подкреплением, еще не зная, что девушка утонула в болоте. Немцы зата­ились в лесу, что не нравилось Васкову, который считал, что «врага да медведя с глазу спускать не годится». Он решил разведать, что делает враг. Вместе с Ритой Васков таясь пошел по берегу озе­ра. Скоро Васков почувствовал дым. Он оставил Риту, а сам отправился в разведку.

Немцы сделали привал. Десять человек прини­мали пищу, двое сидели в карауле, остальные, по предположению старшины, несли караул с дру­гих сторон. Васков послал Риту за бойцами. Когда отряд подошел, Осянина вспомнила, что забыла кисет командира. Гурвич, ничего не слушая, бро­силась обратно.

Через какое-то время Васков услышал тихий сигнал. Взяв Комелькову и приказав всем оста­ваться на месте, пошел за Гурвич. Старшина уже догадывался, что случилось. Гурвич обнаружили в расселине. Девушка успела вскрикнуть только потому, что удар ножа немца был рассчитан на мужика и не сразу попал в сердце. Рядом были следы от тяжелых ботинок. Васков решил догнать немцев, которые вдвоем пробирались по лесу. Вместе с Женькой они убили этих диверсантов, отомстив за Соню. Собрав оружие, старшина при­казал Женьке тихо привести девчат к месту, где погибла Соня.

Командир вытащил из Сониного кармана доку­менты. Все вместе похоронили девушку, предва­рительно сняв с нее сапоги и отдав Гале. Четвертак не хотела надевать эти сапоги, однако Осянина прикрикнула на нее. Отряд потерял время из-за похорон, из-за уговаривания Гали. Старшина от­дал один автомат Осяниной, другой оставил себе. Тронулись. Случайно отряд чуть было не нарвал­ся на немцев, но старшина недаром был отличным охотником. Он успел махнуть девчатам, чтобы рас­сыпались, и бросил гранату. Началась перестрел­ка. Однако, не зная, кто им противостоит, дивер­санты решили отступить. Во время боя Галя так испугалась, что не сделала ни одного выстрела, лежала, спрятав лицо за камнем. Женька опомни­лась быстро, правда, стреляла, не целясь. А вот Ри­та даже спасла ситуацию, прикрыв командира на время, пока он перезаряжал автомат. Когда немцы отошли, Васков на месте перестрелки обнаружил много крови, однако тело немцы унесли с собой.

Вернувшись, командир чуть было не стал пред­седателем на комсомольском собрании, открытом Осяниной. Темой собрания служила трусость Чет­вертак в первом бою. Васков отменил все собра­ния, сказав, что в первом бою даже дюжие мужи­ки теряются. Подмога все не подходила, а немцы могли в любую минуту снова выскочить на отряд. Командир, взяв Четвертак с собой, приказал Ося­ниной двигаться на большом расстоянии вслед за ними. В случае перестрелки им нужно затаиться и, если Васков не вернется, идти к своим.

Васков понял, что убитые им немцы были не дозором, а разведкой, поэтому диверсанты и не хватились их. Галя вяло шла за командиром. Пе­ред глазами у нее стояло мертвое лицо Сони, что вводило ее в ужас. Вскоре старшина и боец натк­нулись на ложбинку, в которой лежало двое фри­цев, пристреленных своими же из-за ранений.

Таким образом, осталось двенадцать диверсан­тов. Обернувшись, Васков заметил, что Четвертак боится. Он безуспешно пытался поднять ей боевой дух. Послышался хруст ветки. Немцы по двое про­чесывали лес. Васков и Галя притаились в кустах. Диверсанты могли выйти на Риту с Женей.

Немцы уже проходили мимо затаившихся, как вдруг Галя, не выдержав, с криками рванула че­рез кусты. Коротко ударил автомат, девушка упа­ла. Старшина понял, что игра проиграна, и решил увести немцев за собой, подальше от оставшихся в живых девчат.

Отстреливаясь, петляя, создавая как можно боль­ше шума, Васков стал уходить в лес. Патроны кон­чились. Налегке старшина стал пробираться че­рез валежник, его ранили в руку. Тогда командир стал отходить к болотам, чтобы там немного пере­дохнуть и перевязать руку. Он не помнил, как до­шел до островка. Очнулся уже на рассвету. Кровь не текла. Тина залепила рану, и Васков не стал ее отколупывать, замотал сверху бинтом. Вспомнив, что у сосны оставалось пять слег, старшина по­нял, что Бричкина пошла без опоры и наверняка утонула. Он вернулся на берег, чтобы разыскать девчат.

В поисках он наткнулся на Легонтов скит, древ­нюю, замшелую избу. Хрустнула ветка, и к избе вышли все двенадцать диверсантов. Один из них сильно хромал, остальные были нагружены взрыв­чаткой. Немцы решили не идти вокруг озера, а це­лили в перемычку, стремясь найти брешь. Раненый и еще один диверсант остались в укрытии, а десят­ка ушла в лес. Васков обезвредил одного из нем­цев, который отправился к колодцу, и забрал у не­го оружие. Раненый немец затаился в избе, боясь привлечь к себе внимание.

Старшина совсем было отчаялся найти девчат, но вдруг услышал шепот. Зенитчицы по воде бро­сились к нему и повисли на нем обе сразу. Васков сам еле сдержал слезы, обнимая своих девчат. Он так обрадовался, что даже разрешил теперь на­зывать себя не по уставу - Федотом или Федей. Втроем помянули погибших девчат.

Зная, что подкрепление не придет, старшина ре­шил выиграть еще одни сутки. Федот, выбрав по­зиции, оставил девчат у широкого плеса, а сам взял тот мысок, где Женька сутки назад отпугнула нем­цев. Вскоре отряд вступил в бой. Отстреливаясь, старшина постоянно прислушивался, слышны ли винтовки девчат. Немцы отступили. Васкова наш­ла Женька и позвала с собой. Рита сидела под со­сной, держась за живот, по рукам текла кровь. Посмотрев рану, Федот понял, что она смертельно опасна. Осколок разворотил живот, сквозь кровь были видны внутренности. Васков стал перевязы­вать рану. А Женька в это время, схватив авто­мат, кинулась к берегу. Старшина не мог остано­вить кровь, которая просачивалась через повязку. Женька уводила немцев в лес. Однако не все ди­версанты ушли, они кружили рядом с Осяниной и командиром. Васков, взяв Риту на руки, побежал в кусты.

Женька, любимая дочка красного командира, всегда верила в себя. Уводя немцев, она не сомне­валась, что все кончится благополучно. Когда первая пуля ударила в бок, девушка только удивилась. Она могла бы затаиться, однако отстреливалась до последнего патрона, уже лежа, не пытаясь бе­жать. Немцы добили ее в упор, а потом долго смот­рели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо.

Рита понимала, что ее рана смертельна. Васков спрятал Осянину, а сам отправился на помощь Женьке. Выстрелы стихли, и девушка поняла, что ее подруга погибла. Слезы кончились. Рита дума­ла только о том, что ее сын остается сиротой на руках у больной и робкой матери.

Подошел старшина, он поймал тусклый взгляд Осяниной и вдруг крикнул, что они не победили, что он еще живой. Он сел, стиснув зубы, сказав Рите, что у него болит грудь оттого, что он поло­жил всех пятерых девчат из-за какого-то десятка фрицев. По его мнению, когда война кончится, ему нечего будет ответить на вопрос детей, почему он мам будущих не уберег.

Рита рассказала Федоту о сыне и попросила его позаботиться о мальчике. Старшина, оставив ей наган, решил произвести разведку, а затем до­бираться до своих. Он завалил девушку ветками и, сжимая в кармане бесполезную гранату, заша­гал к речке. Как только старшина скрылся из ви­ду, Рита выстрелила себе в висок. Федот похоро­нил ее, как и Женю, быстро.

Сжимая в руке наган с последним патроном, стар­шина отправился к немцам. У знакомой избы он снял часового, а поскольку автомат с того снимать было некогда, прямо с одним наганом залетел в дом. Диверсанты отсыпались, только один из них сде­лал попытку достать оружие. Васков выпустил в него последнюю свою пулю. В другой руке он дер­жал недействующую гранату.

Четверо немцев и подумать не могли, что Фе­дот один, без оружия, может вот так выйти. Они связали друг друга под пустым наганом. Последне­го старшина повязал сам. Федот трясся в ознобе и смеялся сквозь слезы: «Что, взяли?.. Пять дев­чат, пять девочек было всего! Всего пятеро!.. А - не прошли вы, никуда не прошли… Сам лично всех убью, если начальство помилует…».

Последний путь Федот уже никогда не мог вспо­мнить: рука ныла, мысли путались, он боялся по­терять сознание, поэтому цеплялся за него из по­следних силенок. Впереди колыхались немецкие спины, а самого старшину мотало из стороны в сто­рону, как пьяного. Он потерял сознание только тог­да, когда услышал разговор своих.

Уже после войны туристы, отдыхающие на озе­рах, увидели старика без руки и молодого капитана-ракетчика. Они приплыли на моторках и при­везли мраморную плиту, которую установили на могиле за речкой, в лесу. На плите были имена пя­ти погибших в войну девчонок.

Повесть Бориса Васильева рассказывает о судьбе пяти молодых девушек, которые отдали жизнь за «тихие зори» других людей.

В основе сюжета повести лежит реальная история о подвиге молодых рябят, которые остановили диверсию врага. Но автор принял решение заменить героев мужчин на женщин. Несмотря на то, что «у войны не женское лицо», автор показал, что и женщина способна противостоять врагу. Вот только воевать противоречить женской сущности. Удел женщины – сохранять семью, продолжать род, согревать своим теплом и нежностью. И это они продолжали делать даже во время войны.

Сюжет повести не замысловат, здесь нет героических глобальных батальных сцен, но есть нечто более важное, глубинное, то что, оголяет человеческую сущность.

В центре сюжета – . Он является комендантом 171-го разъезда в одной из карельских глубинок. Начинается повесть с того, что герой не доволен своими подчиненными – они от безделья пьют и веселятся с местными женщинами. Будучи сам человеком серьезным, Васков просит начальство прислать ему таких же подчиненных. Руководство прислушалось к его просьбе и прислало действительно порядочных бойцов, вот только одно но – они женщины. Девушки, назначенные зенитчицами, все равно оставались женщинами. И к их привычкам было сложно привыкнуть «замшелому пеньку» Федоту Васкову.

Однажды одна из девушек заметила в лесу двух немцев. Было понятно, что враги пытаются пробраться к ним. Васков принимает решение действовать на опережение и собирает небольшую группу для разведки ситуации. В нее входят пять девушек: , и . Все они очень разные, но каждая имеет свой полезный навык для этого дела. Соня знает немецкий язык, Рита – опытный руководитель, Женя – отважная и активная, Лиза хорошо ориентируется в лесу. И вот только Галя была слишком молода и наивна для этого дела. Но ее умение выдумывать помогло ей стать частью команды.

Когда группа нашла диверсантов, то поняла, что ситуация сложная. Немцев было около 16 человек, что значительно больше, чем их группа. Поэтому Васков отсылает Лизу Бричкину разведать ситуацию и по надобности позвать на помощь. Но по пути девушка увязает в болоте. Она пытается выбраться, тем более, что до земли оставалось всего полшага, но она так и не смогла их сделать. Позже Федот Васков поймет, что с ней произошло, увидев ее юбку, зацепленную за ветку. Он в том момент понимает, что помощи им ждать не от кого. Оставшиеся девушки одна за другой погибают, отважно смотря в глаза врагам. И только старшина остается в живых, которому все же удалось взять в плен немцев. Чувство вины всегда потом преследовало Федота Васкова, хотя он и не был виноват.

Борис Васильев применяет в повести композиционный прием ретроспекции. Она уводит читателя в прошлое героинь. Мы узнаем о том, как каждая девушка жила до войны. И эта мирная жизнь противопоставляется военному времени. Писатель показывает, что сделала война с жизнью человека.

1 0 0

Возлюбленный Комельковой

1 1 0

Галя Четвертак - сирота, воспитанница детского дома. В детдоме получила свое прозвище за низкий рост. Мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война - это романтика. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе. В первый день войны всю их группу направили к военкому. Всех распределили, а Галя никуда не подходила ни возрастом, ни ростом. Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Женя - очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Жене 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата. Она отправляется на войну, чтобы отомстить за гибель близких. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив». Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность, но и героизму хватило места - именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили Женю, а затем расстреляли её в упор.

2 0 0

Старший сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

2 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Лиза Бричкина - простая деревенская девушка, родом с Брянщины. Дочь лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Видя в каких условиях растет девушка, гость предлагает Лизе приехать в столицу и поступить в техникум с общежитием, но стать студенткой Лизе не довелось - началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Лиза погибла первой. Утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова.

1 0 0

Почтальон

1 0 0

Квартирная хозяйка старшины Васкова

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Рита - строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. «Рита была не из бойких... ». Рита Муштакова первой из класса по большой любви вышла замуж за старшего лейтенанта Осянина, от которого родила сына - Альберта. И более счастливой девушки на свете не было. На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, а потом … война. В первый же день войны она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойной и рассудительной. Муж Риты погиб во второй день войны во время контратаки 23 июня 1941 года. Узнав, что мужа нет в живых, она отправляется на войну вместо своего мужа, чтобы защитить маленького сына, оставшегося с мамой. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно… Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Борис Васильев очень точно передает состояние

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Соня Гурвич - девушка, выросшая в большой дружной еврейской семье. Соня родом из Минска. Её отец был участковым врачом. Сама она проучилась год в Московском университете, хорошо знала немецкий язык. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт. Зная немецкий, она могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало) . Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

1 0 0

Майор, командир Васкова

1 1 0

Главный герой повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Старшина Федот Васков - комендант 171-го разъезда в карельской глуши. Расчёты зенитных установок разъезда, попадая в тихую обстановку, начинают маяться от безделья и пьянствовать. В ответ на просьбы Васкова «прислать непьющих» командование посылает туда два отделения девушек-зенитчиц... Федот закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в «хмуром старшине» Федоте Васкове. «Твердая немногословность», «крестьянская неторопливость», особая «мужская основательность» с тех пор, как «единственным в семье мужиком остался - и кормильцем, и поильцем, и добытчиком». «Стариком» и «пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава» за глаза называют тридцатидвухлетнего Васкова подчиненные ему девушки-зенитчицы. «Всю свою жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма». Натолкнувшись со своей «поисковой группой» из пяти «девчонок с трехлинейками в обнимку» на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов, рвущихся через Синюхину гряду к Кировской железной дороге, к «каналу им. тов. Сталина», Васков «растерянность скрывал. Думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности» предстоящей смертельной встречи. Из своего военного опыта знал он, что «с немцем в хованки играть - почти как со смертью», что врага «бить надо. Бить, пока в логово не уползет», без жалости, без пощады. Понимая, как трудно женщине, всегда жизнь нарождающей, убивать, учил, втолковывал: «Не люди это. Не люди, не человеки, не звери даже - фашисты. Вот и гляди соответственно»

Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

Название: А зори здесь тихие

Жанр: Повесть

Продолжительность:

Часть 1: 13мин 55сек

Часть 2: 14мин 13сек

Аннотация:

Вторая мировая война изменила мир. Особенно она изменила жизнь русского народа. Победа наших дедов является символом настоящего героизма, потому что Советский Союз боролся за свободу в течение 1418 дней и ночей. Роман «Зори здесь тихие» Бориса Васильева очень точно и ярко описывает военные события. Он был издан в 1969 году. А художественный фильм с одноименным названием, основанный на этом романе, был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в 1973 году.
Этот роман посвящен второму году войны. Главный герой — старший сержант Васьков. Ему тридцать два года, и у него нет семьи. Васьков — командир группы молодых девушек-зенитчиков. Однажды в лесу появляются два немецких солдата. Васьков и пять женщин решают остановить их. Но оказывается, что вражеских солдат значительно больше двух – шестнадцать человек. Васьков решает сдерживать немцев как можно дольше. Он отсылает одну девушку назад, чтобы вызвать подкрепление, но она тонет в болоте. Все остальные девушки погибают в ходе неравных столкновений. Несмотря на серьезную пулевую рану, Васьков атакует вражескую хижину, убивает некоторых из них и захватывает остальную часть фашистов в плен. Направляясь с пленными в расположение советских войск, он встречает подкрепление.

Б.Л. Васильев — А зори здесь тихие ч1. Прослушать краткое содержание онлайн:

Б.Л. Васильев — А зори здесь тихие ч2. Прослушать краткое содержание онлайн.